16.1 Установите последовательность процессов при передаче звуковых волн в ухе человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) перемещение звуковой волны по слуховому проходу
2) перемещение жидкости в улитке
3) колебания слуховых косточек
4) раздражение слуховых рецепторов
5) колебание барабанной перепонки
6) колебание перепонки овального окна
Объяснение: сначала звук попадает в наружное ухо (слуховой проход и барабанная перепонка), затем проходит через слуховые косточки, которые расположены в среднем ухе, затем попадает во внутреннее ухо, колеблет перепонки овального окна, проникает в улитку и добирается до рецепторов, затем в виде нервного импульса идет в мозг.
Ответ: 153624.
16.2 Установите последовательность соподчинения следующих элементов в организме человека, начиная с наименьшего. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) пищеварительная система
2) цитоплазма
3) ротовая полость
4) вкусовая почка
5) язык
6) рецепторная клетка
Объяснение: наименьшим элементом является цитоплазма, она входит в состав рецепторной клетки, которая входит в состав вкусовой почки, которая находится на языке, который расположен в ротовой полости, с которой начинается пищеварительная система.
Ответ: 264531.
16.3 Установите последовательность перемещения воздуха в организме человека во время выдоха. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) бронх
2) трахея
3) бронхиола
4) глотка
5) ротовая полость
6) гортань
Объяснение: при выдохе воздух из бронхиолы проникает в бронхи, затем по трахее попадает в гортань, даже в глотку и, наконец, в ротовую полость и наружу.
Ответ: 312645.
16.4 Установите последовательность процессов в организме человека во время выдоха. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) повышение давления в плевральной полости
2) уменьшение объема грудной полости
3) расслабление диафрагмы и межрёберных мышц
4) возбуждение нервного центра выдоха
5) выведение воздуха из альвеол
Объяснение: для того, чтобы выдох осуществился, нужно чтобы пришел сигнал из центра выдоха (продолговатый мозг), после этого диафрагма расслабляется, становится куполообразной, вместе с ней расслабляются межреберные мышцы, уменьшается объем грудной клетки, выталкивается воздух, повышается давление в плевральной полости, в результате происходит выдох.
Ответ: 43215.
16.5 Установите путь регуляторного гормона по кровеносной системе человека от гипофиза к почке. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) капилляры нефронов
2) артерия большого круга кровообращения
3) верхняя полая вена
4) правая половина сердца
5) левая половина сердца
6) сосуды малого круга кровообращения
Объяснение: от гипофиза по верхней полой вене гормон бежит к правому предсердию, затем попадает в правый желудочек, далее попадает в малый круг кровообращения, где кровь насыщается кислородом, далее в левую половину сердца, а оттуда в артерии большого круга кровообращения и в почки.
Ответ: 346521.
16.6 Установите последовательность соподчинения следующих элементов в организме человека, начиная с наибольшего. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) эндокринная система
2) поджелудочная железа
3) эндокринная часть железы
4) секреторная клетка
5) комплекс Гольджи
6) инсулин
Объяснение: самый большой элемент - эндокринная система, в ее состав входит поджелудочная железа, так как она является железой смешанной секреции, у нее есть эндокринная и экзокринная части, в эндокринной части есть секреторные клетки, комплекс Гольджи которых выделяет инсулин.
Ответ: 123456.
16.7 Установите последовательность процессов, происходящих в выделительной системе человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) опорожнение мочевого пузыря
2) движение мочи по мочеточникам
3) фильтрация крови в капсулах нефронов
4) поступление в кровь воды и глюкозы из извитых канальцев
5) поступление мочи в почечную лоханку
6) поступление мочи в мочевой пузырь
Объяснение: сначала кровь фильтруется в капсулах нефронов, затем обратное всасывание в извитых канальцах, далее вторичная моча поступает в почечную лоханку, затем по мочеточникам в мочевой пузырь и, наконец, моча нас покидает.
Ответ: 345261.
17.1 Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания конвергенции. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1)Для млекопитающих характерна развитая зубная система, зубы в которой адаптированы к переработке различной пищи. (2)У некоторых млекопитающих из разных отрядов (Неполнозубые, Броненосцы) произошла полная утрата зубов. (3)У млекопитающих из отряда Хищные клыки видоизменились и стали более острыми, сформировался хищный зуб. (4)Среди ископаемых сумчатых млекопитающих встречались формы с заостренными клыками, аналогичные современным Хищным. (5)У травоядных млекопитающих из разных отрядов, напротив, развились предкоренные и коренные зубы, на которых сформировалась жевательная поверхность для перетирания пищи. (6)Среди представителей отряда Китообразные встречаются представитель с развитыми зубами (дельфины) и имеющие китовый ус (усатые киты).
Объяснение: конвергенция - это схождение признаков, поэтому ищем предложения с вариантами признаков. Такие фразы есть в предложениях 2, 4, 5.
Ответ: 245.
17.2 Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания конвергенции. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1)Паукообразные и Насекомые освоили наземную среду обитания и приобрели сходные адаптации к жизни на суше. (2)Жизненный цикл насекомых иногда включает в себя стадию водной личинки, и при переходе в наземную среду происходит замена органов дыхания. (3)У взрослых насекомых и многих пауков формируется трахейная система для интенсивного газообмена с внешней средой. (4)У пауков и насекомых выделение происходит при помощи мальпигиевых сосудов, которые появились в эволюции при выходе животных на сушу. (5)Насекомые используют крылья для полета, в то время как паукообразные к полету не способны. (6)Для строительства сетей и плетения коконов используют паутинные бородавки - видоизмененные брюшные конечности, которые у насекомых полностью редуцированы.
Объяснение: конвергенция - это схождение признаков, то есть когда у разных групп организмов появляются похожие признаки. Видим это в предложениях 1, 3, 4.
Ответ: 134.
17.3 Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания микроэволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1)При адаптации микроорганизмов к воздействию антибиотиков формируются резистентные (устойчивые) популяции. (2)Менее приспособленные особи не оставляют потомства, поэтому их генотипы постепенно вытесняются из популяции. (3)Многоклеточные животные произошли от колониальных жгутиконосцев, при этом клетки в колонии приобрели способность синхронно делиться и формировать клеточные контакты. (4)У двухслойных животных закладывается два зародышевых листка, а у трёхслойных в дополнение образуется мезодерма. (5)У птиц более 80 млн лет назад полностью исчезли зубы, по-видимому, для облегчения скелета. (6)Виды рода Зяблик в Европейской части России различаются тембром и продолжительностью песни, но при этом эти виды занимают одну экологическую нишу.
Объяснение: микроэволюция - это образование новых видов, которые формируются из популяций. Потому что именно популяция - это единица эволюции. Видим это в предложениях 1, 2, 6.
Ответ: 126.
17.4 Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Ландыш майский. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1)Ареал ландыша майского в России - Европейская часть, горный Крым, Закавказье, Забайкалье, Приамурье, Приморье, Сахалин и Курилы. (2)Ландыш обитает в лиственных, сосновых и смешанных лесах, а также на опушках и полянах. (3)Ландыш майский предпочитает богатую минеральными веществами лесную почву с нейтральной кислотностью. (4)У растения имеются подземные побеги - корневища, два-три надземных цельных широколанцетных листа. (5)На цветоносном стебле в кисти расположено по 6-20 цветков, на которых образуются оранжево-красные ягоды с одним или двумя семенами. (6)Ландыш майский произрастает в тенистых влажных местах.
Объяснение: экологический критерий описывает взаимодействие организма с окружающей средой и с другими организмами, его образ жизни, питание и особенности местообитания.
Ответ: 236.
17.5 Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания разрывающей (дизруптивной) формы естественного отбора. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1)Два вида кишечной палочки сформировались из одной исходной культуры в результате специализации на питании разными сахарами. (2)В постоянно изменяющихся условиях среды норма реакции признаков постепенно смещается, внешний облик организмов изменяется. (3)При длительном летнем покосе полей сформировались весенняя и осенняя расы растений погремка. (4)Наутилуса и гаттерию, относящихся к группам, другие представители которых полностью вымерли, называют живыми ископаемыми. (5)В результате интенсивного вылова арктической белой рыбы после схода льда летом большинство представителей перешло к нересту ранней весной или поздней осенью. (6)Виды глубоководных раковинных моллюсков морфологически слабо отличаются от близких к ним видов из палеонтологической летописи.
Объяснение: при дизруптивном отборе остаются особи только с крайними значениями признака. Видим это в предложениях 1, 3, 5.
Ответ: 135.
18.1 Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие цепи питания из предложенных относят к детритным?
1) навоз - жук-навозник - ящерица круглоголовка - песчаный варан
2) растительный опад - дождевой червь - полевой воробей - ястреб-перепелятник
3) донный ил - сенная палочка - инфузория-туфелька - беззубка
4) клевер красный - муха пчеловидка - жаба серая - коршун черный
5) пшеница - клоп черепашка обыкновенный перепел - рыжая лисица
6) мелкие водоросли - головастик - личинка стрекозы - жук плавунец
Объяснение: детритные цепи питания начинаются с полуразложившейся органики, а не с зеленых растений (в отличие от пастбищной), поэтому выбираем цепи, которые начинаются с навоза, растительного опада и ила (в иле тоже происходит разложение). Обязательно проверяем все остальные цепи.
Ответ: 123.
18.2 Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Создание агроценоза приводит к
1) снижению скорости разложения детрита
2) преобладанию монокультуры в фитоценозе
3) увеличению биологического разнообразия растений
4) образованию разветвленных цепей питания
5) сокращению мест обитания диких животных
6) обеднению флоры и фауны на данной территории
Объяснение: агроценоз - это, например, картофельное поле, то есть монокультура (растет только картофель), агроценоз занимает большую территорию, поэтому местообитание диких животных сокращается, к тому же вымываются из почвы, поэтому выбираем пункт 6.
Ответ: 256.
18.3 Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. При сокращении численности насекомых-опылителей на лугу со временем
1) возрастает разнообразие хищных птиц
2) уменьшается численность насекомоядных птиц
3) возрастает доля ветроопыляемых растений
4) сокращается численность насекомоопыляемых растений с ярким околоцветником
5) увеличивается численность растений-паразитов
6) сокращается количество функциональных групп экосистемы
Объяснение: сокращение численности насекомых-опылителей способствует уменьшению численности насекомоядных птиц (потому что им нечего есть), возрастанию доли ветроопыляемых растений, так как насекомоопыляемые растения некому опылять, следовательно меньше конкуренции у ветроопыляемых растений.
Ответ: 234.
18.4 Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных экологических факторов относят к антропогенным?
1) конкуренция в стае волков
2) искусственное орошение земель
3) сооружение плотины бобрами
4) распашка целины под агроценозы
5) осушение верховых болот
6) очищение вод морскими губками
Объяснение: антропогенные факторы - влияние человека.
Ответ: 245.
19.1 Установите соответствие между примерами и видами адаптаций организмов к условиям обитания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Примеры | Виды адаптаций организмов |
А. Затаивание лисицы в укромном месте перед нападением | 1. Физиологическая |
Б. Испарение листьями избытка воды у растений | 2. Анатомо-морфологическая |
В. Повышение концентрации сахара в клеточном соке у первоцветов весной | 3. Поведенческая |
Г. Чередование черных и желтых полос на брюшке у осы | |
Д. Устройство гнезда птицами | |
Е. Замедление обменных процессов в организме в период спячки у сурка |
Объяснение: физиологическая адаптация - изменение процессов (выделение чего-либо обычно или регуляция веществ внутри организма), то есть испарение листьями избытка воды у растений, В и Е. Анатомо-морфологические адаптации - это изменение внешнего строения - Г. Поведенческая адаптация - изменение поведения - А и Д.
Ответ: 311231.
19.2 Установите соответствие между примерами и видами адаптаций организмов к условиям обитания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Примеры | Виды адаптаций организмов |
А. Обезвоживание тканей у растений перед зимним периодом | 1. Поведенческая |
Б. Зимние кочевки ворон в поисках корма | 2. Физиологическая |
В. Пение соловьев в брачный период | 3. Анатомо-морфологическая |
Г. Обтекаемая форма тела у китов | |
Д. Усиленное потоотделение у людей при повышении температуры воздуха | |
Е. Самозакапывание в ил рачков при пересыхании водоема |
Объяснение: см. задание 19.1
Ответ: 211321.
19.3 Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Примеры | Доказательства эволюции |
А. Остаток третьего века у человека | 1. Рудименты |
Б. Оформленная трехпалая конечность у лошади | 2. Атавизмы |
В. Густой волосяной покров | |
Г. Зубы у голубя | |
Д. Хвост у человека | |
Е. Нефункциональные ушные мышцы у человека |
Объяснение: рудименты - это органы, утратившие и постепенно исчезающие вследствие изменения условий окружающей среды: А и Е. Атавизмы - это органы, которые были у предков организма и остались в генах, периодически эти гены просыпаются и возникают атавизмы: Б, В, Г, Д.
Ответ: 122221.
19.4 Установите соответствие между характеристиками и экологическими группами растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Характеристики | Экологические группы растений |
А. Встречаются на железнодорожных насыпях | 1. Светолюбивые |
Б. Листья широкие, темно-зеленые | 2. Тенелюбивые |
В. Обитают в таежном подлеске | |
Г. Часто имеют сильно рассеченные и линейные листья | |
Д. Плохо переносят яркое освещение |
Объяснение: для светолюбивых растений характерно наличие рассеченных и линейных листьев и местообитание на открытой местности. Тенелюбивые растения имеют широкие, темно-зеленые листья, не выдерживают яркое освещение и живут в тени.
Ответ: 12212.
19.5 Установите соответствие между группами животных и результатами их эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Группы животных | Результаты эволюции |
А. Тюлени | 1. Вторичноводные |
Б. Морские черепахи | 2. Первичноводные |
В. Ихтиозавры | |
Г. Тритоны | |
Д. Дельфины | |
Е. Скаты |
Объяснение: к первичноводным относят организмы, которые изначально жили в воде и продолжают там жить: тритоны (земноводные) и скаты (рыбы). Вторичноводные: исторически их предки вышли из воды, а затем вернулись обратно: тюлени и дельфины (млекопитающие), морские черепахи и ихтиозавры (рептилии).
Ответ: 111212.
20.1 Установите последовательность детритной пищевой цепи. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) землеройка
2) перьевой клещ
3) сова
4) жук-скарабей
5) коровий навоз
Объяснение: детритная пищевая цепь начинается с полуразложившейся органики (коровий навоз), который перерабатывается жуком-скарабеем, который поедается землеройкой, а она - совой, а она - перьевым клещом.
Ответ: 54132.
20.2 Установите последовательность этапов круговорота азота в биосфере, начиная с его биологической фиксации из атмосферы. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) проникновение в почву азотсодержащих продуктов обмена, выделенных животными
2) денитрификация и выделение свободного азота в атмосферу
3) поедание растений животными
4) использование связанного азота растениями
5) преобразование молекулярного азота клубеньковыми бактериями
Объяснение: после фиксации азот перерабатывается клубеньковыми бактериями, затем азот используется растениями, которые поедаются животными, затем азотсодержащие продукты обмена, выделенные животными, проникают в почву и затем высвобождаются в атмосферу.
Ответ: 54312.
20.3 Установите последовательность этапов естественного восстановления елового леса после массовой вырубки деревьев, пораженных жуком короедом-типографом. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) появление молодых елей под пологом лиственных деревьев
2) формирование елового леса
3) зарастание вырубки светолюбивыми травянистыми растениями
4) формирование мелколиственного леса
5) развитие кустарникового сообщества
Объяснение: сначала вырубка зарастает светолюбивыми растениями (они быстро растут при наличии большого количества света), затем развиваются кустарники, далее - мелколиственный лес, затем молодые ели и последний этап сукцессии - еловый лес.
Ответ: 35412.
21.1 Рассмотрите рисунок с изображением правой половины сердца человека и заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Фаза сердечного цикла | Продолжительность | Движение крови |
А | Б | В |
Список элементов:
1) из желудочка в артерию
2) 0,8 с
3) систола желудочка
4) 0,3 с
5) 0,1 с
6) из вены в предсердие
7) систола предсердия
8) из предсердия в желудочек
Объяснение: мы видим, что стенка левого желудочка сокращена, значит фаза - систола (сокращение) желудочка, ее длительность - 0,3 с, кровь движется из левого желудочка в аорту.
Ответ: 341.
21.2 Рассмотрите таблицу наследственного варьирования признаков у злаковых растений. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Генетическая закономерность | Пример группы растений, для которой проявляется действие названного закона | Вид изменчивости, указанный в названном законе |
А | Б | В |
Список элементов:
1) закон гомологических рядов
2) модификационная
3) томат, яблоня, лук
4) фенотипическая
5) закон сцепленного наследования
6) ромашка, клён, сирень
7) горох, соя, фасоль
8) наследственная
Объяснение: генетическая закономерность - закон гомологических рядов, так как в таблице представлены родственные культур. Примером являются бобовые - горох, соя, фасоль. Тип изменчивости - наследственная, так как признаки наследуются из поколения в поколение.
Ответ: 178.
21.3 Рассмотрите график «Форма естественного отбора». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Форма естественного отбора | Характеристика формы отбора | Пример, ее иллюстрирующий |
А | Б | В |
Список элементов:
1) поддержание среднего значения признака
2) стабилизирующий
3) формирование новых приспособлений к изменившимся условиям среды
4) формирование популяций мышей, устойчивых к определенному яду
5) существование реликтовых форм растений
6) дизруптивный
7) сохранение организмов с двумя крайними отклонениями от среднего значения признака
8) движущий
Объяснение: на рисунке представлен движущий отбор, так как смещение происходит в сторону большего проявления признака. Характеризуется формированием новых приспособлений к изменившимся условиям среды. Пример: формирование устойчивых к яду мышей.
Ответ: 834.
21.4 Рассмотрите график «Форма естественного отбора». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Форма естественного отбора | Характеристика формы отбора | Пример, ее иллюстрирующий |
А | Б | В |
Список элементов:
1) выбраковывает особей с измененными признаками
2) стабилизирующий
3) движущий
4) дизруптивный
5) формирует новые приспособления к условиям среды
6) сохранение древних голосеменных растений (гингко, саговник)
7) уменьшение размеров головогруди у крабов, обитающих в мутной воде
8) поддерживает среднее значение признака
Объяснение: на рисунке изображен движущий отбор, так как сдвиг идет в сторону крайнего проявления признака, в результате возникновения новых приспособлений к условиям среды, примером является уменьшение размеров головогруди у крабов в мутной воде.
Ответ: 357.
22.1 Проанализируйте таблицу “Показатели тестирования двигательных возможностей юношей с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП) и здоровых сверстников”.
Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1) Быстрота реакции у юношей с ДЦП хуже более чем в 2 раза по сравнению с их здоровыми сверстниками.
2) Занятия лечебной физкультурой помогают эффективнее развивать двигательные качества.
3) Юношам с ДЦП постоянно необходима посторонняя помощь.
4) У юношей с ДЦП двигательные качества развиты слабее относительно здоровых сверстников.
5) Лучше всего у юношей с ДЦП развита координационная способность.
Объяснение: 1 - верно, так как быстрота реакции юношей с ДЦП - 1,2, а без ДЦП - 0,5
2 и 3 - нет информации
4 - сравнивая двигательные качество здоровых юношей и юношей с ДЦП, у юношей с ДЦП они развиты слабее (сравниваем все колонки)
5 - неверно, так как мы можем делать вывод только исходя из информации в задании, среди всех физических упражнений - да, но это в сравнении со здоровыми юношами.
Ответ: 14.
22.2 Проанализируйте график зависимости выработки фермента лактазы у людей от возраста. Лактаза - фермент, расщепляющий молочный сахар (лактозу).
Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1) Чем старше человек, тем меньше лактазы у него вырабатывается.
2) В первый год жизни человека выработка лактазы максимальна.
3) В возрасте старше 21 года употребление молока в пищу нежелательно.
4) Выработка фермента зависит от количества молока в рационе.
5) С возрастом у человека уменьшается потребность в лактазе.
Объяснение: график снижается с возрастом, значит чем старше человек, тем меньше лактазы у него вырабатывается. В начале жизни (в первый год) вырабатывается больше всего лактазы. 3, 4, 5 - нет информации в задании.
Ответ: 12.
22.3 Проанализируйте график “Влияние температуры кладки на формирование пола у эмбрионов черепах”.
Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1) У красноухой черепахи температурный диапазон рождения самцов уже, чем у грифовой черепахи
2) Наибольшее число самцов появляется у обоих видов при температуре кладки 26 С.
3) У красноухой черепахи при температуре кладки 26-28 С из яиц вылупляются только самцы.
4) При температуре кладки 31 С у обоих видов черепах все эмбрионы погибают.
5) У грифовой черепахи при любой температуре кладки самцов рождается меньше, чем самок.
Объяснение: 1, 5 - нет информации
4 - не проводились измерения
2 - находим точку 26С на графике красноухой и графитовой черепахи, это максимум графика
3 - верно, так как на графике 100% (у рептилий пол детенышей зависит от температуры кладки)
Ответ: 23.
22.4 Проанализируйте диаграмму, на которой представлено содержание воды в стебельках и семядольных листьях проростков гречихи. Половину семян поливали водой без кадмия, а другую половину - с кадмием.
Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1) Кадмий повышает способность растения накапливать воду.
2) Кадмий влияет на содержание воды в семядольных листьях больше, чем в стебельках.
3) Содержание воды в растениях зависит от частоты полива.
4) Содержание воды в стебельках больше, чем в семядольных листьях.
5) Кадмий не влияет на содержание воды в органах растений.
Объяснение: 2 - видим значительную разницу в графиках
4 - в стебельках 95, в семядольных листьях без кадмия - 90
Ответ: 24.
8.1 Установите последовательность этапов клонирования овцы. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) гормональная стимуляция овуляции
2) дробление яйца
3) удаление ядра из овоцита
4) введение ядра соматической клетки в безъядерную гамету
5) формирование эмбриона
Объяснение: сначала нужно простимулировать овуляцию для того, чтобы созрело сразу много яйцеклеток, затем ооциты удаляем из овцы, меняем ядра, далее происходит дробление ядра и, наконец, формируется эмбрион.
Ответ: 13425.
8.2 Установите последовательность процессов при фотосинтезе. Запишите соответствующую последовательность цифр
1) фиксация углекислого газа
2) преобразование солнечной энергии в энергию АТФ
3) образование крахмала
4) возбуждение электронов хлорофилла
5) использование энергии макроэргических связей для синтеза глюкозы
Объяснение: фотосинтез начинается с возбуждения молекулы хлорофилла, затем солнечная энергия трансформируется в химическую (АТФ), затем фиксируется углекислый газ для дальнейшего синтеза глюкозы, из которой образуется крахмал.
Ответ: 42153.
9.1 Каким номером на рисунке обозначен листостебельный гаметофит?
Объяснение: гаметофит обозначен цифрой 6, так как здесь представлены растения разного пола.
Ответ: 6.
9.2 На рисунке под каким номером изображен организм с лучевой симметрией тела?
Объяснение: лучевая симметрия характерна для кишечнополостных, например, актиния имеет лучевую (радиальную) симметрию.
Ответ: 5.
10.1 Установите соответствие между характеристиками и организмами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Характеристики | Организмы |
А. Наличие мантии | 1. 1 |
Б. Жаберные щели в глотке | 2. 2 |
В. Нервная система лестничного типа | 3. 3 |
Г. Покровы с ресничным эпителием | |
Д. Хорда в качестве осевого скелета | |
Е. Наличие чернильного мешка |
Объяснение: 1 - нервная система лестничного типа характерна для плоских червей, которые покрыты ресничным эпителием. 2 - некоторые моллюски имеют чернильный мешок, у всех моллюсков есть мантия. 3 - ланцетник имеет жаберные щели в глотке и хорду.
Ответ: 231132.
11.1 Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В семязачатке и голосеменных, и покрытосеменных растений
1) образуется женский гаметофит
2) образуются пыльцевые зёрна
3) происходит оплодотворение
4) формируется восьмиядерный зародышевый мешок
5) в результате мейоза образуется мегаспора
6) формируется плод
Объяснение: в семязачатке семенных растений образуется женский гаметофит, мегаспора, и происходит оплодотворение.
Ответ: 135.
12.1 Установите последовательность систематических групп организмов, начиная с самого высокого ранга. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Лаванда
2) Растения
3) Двудольные
4) Покрытосеменные
5) Губоцветные
6) Лаванда настоящая
Ответ: 243516.
12.2 Установите последовательность систематических групп организмов, начиная с самого высокого ранга. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Хордовые
2) Хвостатые земноводные
3) Земноводные
4) Позвоночные
5) Амбистомовые
6) Амбистома тигровая
Ответ: 143256.
13.1 Какой цифрой на рисунке обозначено компактное вещество?
Объяснение: компактное вещество кости образует диафиз костей.
Ответ: 3.
14.1 Установите соответствие между характеристиками и структурами кости взрослого человека, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Характеристики | Структуры кости |
А. Покрывает кость | 1. 1 |
Б. Имеет пористое строение | 2. 2 |
В. Содержит красный костный мозг | |
Г. Обеспечивает рост кости в толщину | |
Д. Обеспечивает срастание кости при переломе | |
Е. Заполняет головки длинных костей |
Объяснение: 1 - надкостница - это соединительная ткань, покрывающая кость снаружи, она обеспечивает рост костей в толщину и срастание кости при переломе. 2 - губчатое вещество - это костная ткань, которая заполняет головки трубчатых костей, имеет пористое строение и содержит кроветворный орган - красный костный мозг.
Ответ: 122112.
15.1 Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие функции выполняет продолговатый мозг человека?
1) регуляция дыхательного ритма
2) анализ информации от органов зрения
3) управление деятельностью органов эндокринной системы
4) проведение нервных импульсов между спинным мозгом и мозжечком
5) регуляция частоты сердечных сокращений
6) осуществление связи нижерасположенных отделов головного мозга с вышерасположенным
Объяснение: продолговатый мозг содержит центры, регулирующие дыхание (центр выдоха и центр вдоха), проводит нервные импульсы между спинным мозгом и мозжечком (то есть связывает головной и спинной мозг), содержит центр кровообращения (регулирует частоту сердечных сокращений).
Ответ: 145.
16.1 Установите последовательность соподчинения следующих элементов в организме человека, начиная с наименьшего. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) вестибулярный аппарат
2) задний полукружный канал
3) внутреннее ухо
4) волосковая чувствительная клетка
5) система полукружных каналов
Объяснение: самым мелким элементом является волосковая чувствительная клетка, она входит в состав заднего полукружного канала, который является частью системы полукружных каналов, которые входят в состав вестибулярного аппарата, который находится во внутреннем ухе.
Ответ: 42513.
17.1 Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания научных взглядов Ч. Дарвина Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1)Учёный считал, что любые признаки, приобретенные организмом, передаются в ряду поколений. (2)Все виды обладают способностью к быстрому увеличению численности, но ресурсы среды ограничены. (З)Естественный отбор в отдельных изолированных группах постепенно ведет к дивергенции признаков. (4)В каждом живом организме изначально заложено стремление к совершенствованию. (5)Наследственная изменчивость обусловлена появлением мутаций и перекомбинацией генов. (6)Возникновение приспособленности организмов к условиям среды является результатом естественного отбора, но имеет относительный характер.
Объяснение: клубеньковые бактерии фиксируют молекулы азота из воздуха и почвы. Бактерии - денитрификаторы - восстанавливают нитраты до нитритов и затем до газообразных оксидов и молекулярного азота.
Ответ: 236.
18.1 Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В процессе круговорота азота происходит
1) дыхание животных и растений
2) фотосинтез растений
3) связывание азота цианобактериями
4) образование солей аммония клубеньковыми бактериями
5) денитрификация бактериями азотных соединений
6) фотосинтез цианобактерий
Объяснение: см. задание 17.1
Ответ: 345.
19.1 Установите соответствие между примерами и типами органов к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Примеры | Типы органов |
А. Колющий ротовой аппарат | 1. Аналогичные органы |
Б. Колючки кактуса и шипы розы | 2. Гомологичные |
В. Плавники кита и каракатицы | |
Г. Жабры рыбы и рака | |
Д. Крыло стрекозы и летучей мыши | |
Е. Передние конечности летучей мыши и крота |
Объяснение: аналогичные органы имеют разное происхождение, но схожие функции. Здесь выбираем пары, которые содержат представителя позвоночных и беспозвоночных, так как они являются слишком дальними родственниками, поэтому выбираем плавники кита и каракатицы, жабры рыбы и рака, крыло стрекозы и летучей мыши и колючки кактуса шипы розы. Гомологичные органы имеют схожее происхождение, но разные функции: колющий ротовой аппарат комара и грызущий таракана, передние конечности летучей мыши и крота.
Ответ: 211112.
20.1 Установите последовательность процессов, происходивших в популяции белых сов вследствие уменьшения численности белых куропаток. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) снижение плотности популяции сов
2) рост рождаемости белых куропаток
3) увеличение численности сов
4) ужесточение внутривидовой конкуренции среди сов
5) уменьшение кормовой базы сов
Объяснение: белые куропатки являются пищей для сов, следовательно при уменьшении количества куропаток происходит ужесточение внутривидовой конкуренции среди сов, следовательно снижается плотность популяции сов, что способствует увеличению численности белых куропаток, так как уменьшилось количество хищников.
Ответ: 54123.
21.1 Рассмотрите график «Форма естественного отбора». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Форма естественного отбора | Характеристика формы отбора | Пример, ее иллюстрирующий |
А | Б | В |
Список элементов:
1) дизруптивный
2) сохранение особей со средними значением признака в популяции
3) способствует образованию новых видов
4) стабилизирующий
5) движущий
6) доминирование темной окраски у бабочек березовой пяденицы над светлой окраской в результате изменений условий среды
7) гибель новорожденных млекопитающих с недостаточной или избыточной массой тела
8) появления двух рас щуки: карликовой и крупной
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Объяснение: на графике представлена стабилизирующая форма естественного отбора, так как давление отбора идет с двух сторон там, где проявляются крайние значения признака, то есть в популяции остаются (выживают) новорожденные со средней массой тела.
Ответ: 427.
21.2 Рассмотрите график «Форма естественного отбора». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Форма естественного отбора | Характеристика формы отбора | Пример, ее иллюстрирующий |
А | Б | В |
Список элементов:
1) дизруптивный
2) сохранение особей со средним значением признака в популяции
3) движущий
4) появление двух рас щуки: карликовой и крупной
5) стабилизирующий
6) гибель новорождённых млекопитающих с недостаточной или избыточной массой тела
7) способствует образованию новых видов
8) доминирование тёмной окраски у бабочек берёзовой пядиницы над светлой окраской в результате изменений условий среды
Объяснение: см. 21.1.
Ответ: 526.
22.1 Проанализируйте диаграммы «Функционирование экосистем при различном типе использования почвенных ресурсов».
Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1) При низкой интенсивности использования почвы урожайность будет ниже.
2) Устойчивость экосистемы будет ниже при низкой интенсивности использования почвы.
3) При высокой интенсивности использования вредителей снижает доход от повышенного урожая.
4) Низкая урожайность не позволит окупить низкую интенсивность использования почвы.
5) При высокой интенсивности использования почвы разложение детрита происходит меньше.
Объяснение: 1 - видим разницу в урожайности между графиками
5 - видим разницу в скорости разложения детрита
2, 3, 4 - на графиках данные отсутствуют
Ответ: 15.
23.1 Экспериментатор изучал особенности жизнедеятельности культуры хлореллы. Для этого в герметичные пробирки с питательной средой он добавлял фиксированное количество клеток хлореллы и после закачивал туда определенное количество атмосферного воздуха. Пробирки освещались с одинаковой интенсивностью, после чего исследователь измерял концентрацию кислорода. Результаты эксперимента представлены на графике.
Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Наличие какого газа в атмосферном воздухе необходимо для проведения эксперимента и почему? Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что измерения проводились при различной температуре в помещении?
*Нулевая гипотеза – принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Ответ:
1) нулевая гипотеза - концентрация кислорода (содержание кислорода) в пробирке не зависит от времени освещения хлореллы;
2) наличие углекислого газа;
3) при отсутствии углекислого газа реакции фотосинтеза затормозятся (не будет увеличиваться количество кислорода);
4) скорость фотосинтеза (количество выделяемого кислорода) меняется в зависимости от температуры;
5) не удастся установить зависимость между временем освещения и концентрацией (количеством) кислорода в явном виде.
24.1 Как изменится скорость деления хлореллы в ходе эксперимента? ответ поясните. Как изменятся результаты эксперимента, если перед его началом обработать культуру хлореллы ингибитором фотосистемы II? Ответ поясните.
Ответ:
1) скорость деления клеток хлореллы увеличится;
2) в процессе фотосинтеза образуется много углеводов (органических веществ);
3) усилится обмен веществ (пластический обмен)
ИЛИ
3) ускорится рост (деление) клеток;
4) при блокировке работы фотосистемы II останавливается фотосинтез (световая фаза);
5) выделение кислорода спустя непродолжительное время прекратится (кислород не будет выделяться).
23.2 Экспериментатор изучал особенности жизнедеятельности культуры синезелёных водорослей (цианобактерий) рода Anabaena. Для этого в герметичные пробирки с питательной средой он добавлял фиксированное количество клеток Anabaena и после закачивал туда определенное количество атмосферного воздуха. Пробирки освещались различное время, после чего измерялась концентрация кислорода в пробирках. Результаты эксперимента представлены на графике.
Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая – зависимой (изменяющейся в эксперименте)? Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля в этом эксперименте? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль?
1) Независимая (задаваемая экспериментатором) переменная время освещения пробирок (время освещения раствора); зависимая (изменяющаяся в эксперименте) концентрация кислорода в пробирке (должны быть указаны обе переменные);
2) отрицательный контроль – пробирку с синезелеными водорослями необходимо оставить без освещения (фиксированное время);
3) остальные параметры необходимо оставить без изменений;
4) такой контроль позволяет установить, действительно ли продолжительность освещения влияет на концентрацию кислорода
ИЛИ
4) такой контроль позволяет проверить, насколько концентрация кислорода обусловлена факторами, не связанными с продолжительностью освещения
24.2 Как в эксперименте будет изменяться количество углекислого газа в пробирке? Ответ поясните. Как изменится концентрация кислорода в пробирке после выключения света? Ответ поясните. Возможно ли для более точного эксперимента выделить хлоропласты из синезелёных водорослей (цианобактерий) рода Anabaena? Ответ поясните.
1) количество углекислого газа будет уменьшаться
2) углекислый газ фиксируется в процессе фотосинтеза (используется для образования органических соединений);
3) концентрация кислорода уменьшится;
4) кислород используется в процессе дыхания;
5) фотосинтез (световая фаза) прекращается;
6) нет, так как синезеленые водоросли (цианобактерии) не содержат хлоропластов
23.3 Экспериментатор изучал процессы, протекающие в хлоропластах листа герани. Для этого он приготовил суспензию хлоропластов, которую добавил в пробирки с избытком АДФ, Фн, НАДФ+, минеральных солей и воды. Затем пробирки освещали различное время, после чего в них добавляли раствор йода одинаковой концентрации. В результате раствор в пробирках окрашивался в синий цвет различной интенсивности. Результаты эксперимента представлены на графике.
Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая – зависимой (изменяющейся в эксперименте)? Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля в этом эксперименте? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.
1) независимая переменная (задаваемая экспериментатором) – время освещения суспензии хлоропластов (время освещения раствора); зависимая переменная (изменяющаяся в эксперименте) – интенсивность окраски (цвет раствора) (Должны быть указаны обе переменные);
2) суспензию хлоропластов необходимо оставить без освещения;
3) остальные параметры необходимо оставить без изменений;
4) такой контроль позволяет установить, действительно ли цвет раствора (интенсивность окраски) зависит от освещения
ИЛИ
4) такой контроль позволяет проверить, насколько изменения в цвете раствора обусловлены факторами, не связанными с освещением.
24.3 Объясните, чем обусловлено окрашивание раствора. почему цвет раствора не изменится, если добавить в состав суспензии амилазу? Как изменятся результаты эксперимента, если перед его началом в суспензию хлоропластов внести концентрированную уксусную кислоту, которая снизит рН раствора до 2 единиц? Ответ поясните.
1) крахмал окрашивается раствором йода в синий цвет;
2) амилаза расщепляет полисахариды (крахмал);
3) при расщеплении крахмала образуются сахара (дисахариды, моносахариды), которые не окрашиваются йодом;
4) синяя окраска не появляется;
5) при снижении рН разрушаются хлоропласты (белки, ферменты) (фотосинтез прекращается, крахмал не образуется).
23.4 Экспериментатор изучал процессы, протекающие в хлоропластах. Для этого он приготовил суспензию хлоропластов и внес ее в пробирки с избытком АДФ, Фн (неорганический фосфат) и НАДФ+. Затем пробирки освещали различное время, после чего в них добавляли раствор йода одинаковой концентрации. В результате содержимое пробирок окрасилось в синий цвет различной интенсивности. Результаты эксперимента представлены в таблице.
Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему для протекания реакции в данном эксперименте необходимо наличие в суспензии АДФ и Фн. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если измерения проводить при различной температуре?
*Нулевая гипотеза – принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
1) нулевая гипотеза - интенсивность окраски (цвет) раствора не зависит от времени освещения;
2) АДФ и Фн в процессе фотосинтеза (световой фазы фотосинтеза) образуют АТФ (фотофосфорилирование);
3) АТФ используется в процессе фотосинтеза (темновой фазы фотосинтеза; цикл Кальвина);
4) скорость фотосинтеза может изменяться при различной температуре;
5) при различной скорости фотосинтеза (различной температуре) не удастся установить в явном виде зависимость между временем освещения и интенсивностью окраски раствора.
24.4 Предположите, почему в ходе эксперимента раствор в пробирке окрасился в синий цвет. как изменятся результаты эксперимента, если перед его началом из герметичной пробирки удалить весь углекислый газ? Ответ поясните.
1) в процессе фотосинтеза образуется крахмал;
2) крахмал окрашивается раствором йода в синий цвет;
3) в отсутствие углекислого газа синяя окраска не появляется;
4) углекислый газ используется в фотосинтезе (в цикле Кальвина) для образования крахмала (сахаров).
23.5 Экспериментатор изучал скорость размножения молочнокислых бактерий при различной фиксированной температуре. Для этого он вносил некоторое количество бактерий в молоко и подсчитывал количество микроорганизмов в разных пробах каждые 4 часа. Результаты эксперимента показаны на графике.
Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая – зависимой (изменяющейся в эксперименте)? Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля в этом эксперименте? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль?
1) независимая переменная (задаваемая экспериментатором) – температура инкубации; зависимая переменная (изменяющаяся в эксперименте) – количество бактерий (скорость деления бактерий) (Должны быть указаны обе переменные);
2) в отрицательном контроле пробирку с бактериями инкубируют при температуре, при которой деление невозможно, не наблюдается (при 4°С);
3) остальные параметры необходимо оставить без изменений;
4) такой контроль позволяет установить влияние температуры на скорость деления (прирост количества, размножение) бактериальных клеток
ИЛИ
4) такой контроль позволяет проверить, насколько изменение в скорости деления (количестве бактерий) обусловлены факторами, не связанными с температурой инкубации (временем инкубации).
24.5 За счет какого метаболического процесса молочнокислые бактерии получают энергию? Какие продукты реакции при этом образуются? Какова положительная роль молочнокислых бактерий в жизни человека? Приведите два примера.
1) за счет гликолиза (бескислородного расщепления)
ИЛИ 1) молочнокислого брожения;
2) гликолиз: пируват (пировиноградная кислота), АТФ
ИЛИ 2) молочнокислое брожение: лактат (молочная кислота), АТФ;
3) препятствуют процессам гниения;
4) предотвращают размножение патогенных бактерий (во всех полостях человека и на поверхности кожи);
5) используется в пищевой промышленности (для изготовления кисломолочных продуктов; при квашении и консервации овощей).
Три балла могут быть выставлены если указаны два любых примера
23.6 Экспериментатор изучал скорость размножения молочнокислых бактерий при различной фиксированной температуре. Для этого он вносил одинаковое количество бактерий в молоко и подсчитывал количество микроорганизмов в разных пробах каждые 4 часа. Результаты эксперимента показаны на графике.
Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему в этом эксперименте нет необходимости насыщать молоко в пробирке кислородом. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что в каждой пробирке использовали молоко разных производителей (от разных коров)?
*Нулевая гипотеза – принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
1) нулевая гипотеза - скорость размножения бактерий (количество бактерий) не зависит от температуры
ИЛИ 1) нулевая гипотеза - количество бактерий (скорость размножения бактерий) не зависит от времени;
2) молочнокислое брожение происходит при недостатке или отсутствии кислорода (происходит в анаэробных условиях)
ИЛИ 2) молочнокислые бактерии являются анаэробами;
3) молоко от разных производителей (коров) может различаться по химическому составу (количеству питательных веществ для бактерий)
ИЛИ 3) в молоке разных производителей (коров) могут содержаться вещества, влияющие на жизнедеятельность бактерий (антибиотики);
4) невозможно будет установить зависимость между скоростью размножения бактерий и температурой в явном виде
ИЛИ 4) невозможно будет установить зависимость между количеством бактерий и временем.
24.6 Как влияет температура на скорость деления молочнокислых бактерий? Ответ поясните. Из какого соединения молочнокислые бактерии производят лактат (молочную кислоту)? До каких конечных продуктов и при каком условии расщепляется молочная кислота в клетках человека?
1) повышение температуры приводит к ускорению деления (размножения) бактерий;
2) повышение температуры приводит к ускорению реакций обмена веществ (увеличивает скорость химических реакций);
3) из глюкозы (пировиноградной кислоты; лактозы; сахаров);
4) конечные продукты: вода, углекислый газ;
5) условие: наличие кислорода (аэробное окисление; дыхание).
23.7 Экспериментатор решил изучить интенсивность основного обмена веществ у домовой мыши (Mus musculus). Для этого он вводил в брюшную полость мышам разные дозы гормона щитовидной железы в физиологическом растворе. Результаты эксперимента представлены на графике.
Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая – зависимой (изменяющейся в эксперименте)? Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля в этом эксперименте? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.
1) независимая переменная (задаваемая экспериментатором) – количество (концентрация) введенного гормона; зависимая переменная (изменяющаяся в эксперименте) – интенсивность основного обмена веществ (уровень основного обмена) (Должны быть указаны обе переменные);
2) группе мышей необходимо вводить физиологический раствор без гормона;
3) остальные параметры необходимо оставить без изменений;
4) такой контроль позволяет установить, действительно ли интенсивность обмена веществ зависит от количества (концентрации) гормона
ИЛИ 4) такой контроль позволяет проверить, насколько изменения в интенсивности обмена обусловлены факторами, не связанными с добавлением гормона.
24.7 К какому заболеванию у человека приведет хроническое увеличение концентрации гормонов щитовидной железы. Почему при этой патологии усиливается потоотделение?
1) Базедова болезнь (гипертиреоз);
2) повышение основного обмена;
3) усиливается теплопродукция;
4) потоотделение увеличивает теплоотдачу.
23.8 Экспериментатор решил изучить интенсивность основного обмена веществ у домовой мыши (Mus musculus). Для этого он вводил в брюшную полость мышам разные дозы гормона щитовидной железы в физиологическом растворе. Результаты эксперимента представлены на графике.
Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему для эксперимента использовалась группа мышей, а не одна особь. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если ставить эксперимент на мышах разных видов?
*Нулевая гипотеза - принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
1) нулевая гипотеза — интенсивность основного обмена веществ (уровень основного обмена) не зависит от количества (концентрации) введенного гормона;
2) использование группы мышей повышает достоверность результата (позволяет уменьшить погрешность измерения);
ИЛИ 2) использование группы мышей исключает влияние индивидуальной изменчивости на результат;
3) разные виды мышей могут иметь разную скорость основного обмена ИЛИ реакция разных видов мышей на гормон может различаться;
4) зависимость между интенсивностью основного обмена веществ (уровнем основного обмена) и количеством (концентрацией) введенного гормона не удастся установить в явном виде.
24.8 Что такое основной обмен? На какой процесс в системе кровообращения расходуется энергия основного обмена? Как повлияло увеличение количества гормона щитовидной железы на теплоотдачу? Какие процессы могут служить объективными показателями интенсивности обмена веществ у теплокровных животных?
1) количество энергии, выделяемое для поддержания жизнедеятельности организма (человек, теплокровного животного) при полном покое;
2) на механическую работу сердца (сокращение сердца);
3) теплоотдача повысилась;
4) выделение тепла (выделение пота)
5) поглощение кислорода (выделение углекислого газа, интенсивность дыхания).
23.9 Экспериментатор провёл эксперимент на курах для изучения регуляции дыхания. Для этого он помещал птиц в герметичную камеру, где менял концентрацию углекислого газа в подаваемом воздухе. Результаты эксперимента представлены на графике.
Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая – зависимой (изменяющейся в эксперименте)? Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля в этом эксперименте? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль?
1) независимая переменная (задаваемая экспериментатором) – концентрация (содержание) углекислого газа в воздухе; зависимая переменная (изменяющаяся в эксперименте) – уровень вентиляции легких (вентиляция легких) (Должны быть указаны обе переменные);
2) группу птиц необходимо поместить в камеру с нормальным (фиксированным) содержанием углекислого газа (с содержанием 0,03%);
3) остальные условия необходимо оставить без изменений;
4) такой контроль позволяет установить, действительно ли уровень вентиляции легких зависит от концентрации углекислого газа в воздухе
ИЛИ 4) такой контроль позволяет проверить, насколько изменения в уровне вентиляции легких обусловлены факторами, не связанными с повышением концентрации углекислого газа в воздухе.
Как можно объяснить полученные в эксперименте результаты? За счет каких физиологических изменений в работе легких может усиливаться насыщение крови кислородом? Какие мышцы у птиц обеспечивают дыхание в покое?
1) возрастание концентрации углекислого газа в крови активирует дыхательный центр в продолговатом мозге
ИЛИ 1) для нормального насыщения крови кислородом при повышении концентрации СО2 необходимо больше вдохов-выдохов
ИЛИ 1) кровь закисляется из-за избытка СО2 и рецепторы в сосудах активируются для учащения дыхательных движений;
2) увеличение частоты дыхания (минутного объема дыхания; количество циклов вдох-выдох в единицу времени);
3) увеличение глубины дыхания (дыхательного объема); 4) межреберные мышцы (мышцы грудной клетки).
23.10 Экспериментатор провёл эксперимент на курах для изучения регуляции дыхания. Для этого он помещал птиц в герметичную камеру, где менял концентрацию углекислого газа в подаваемом воздухе. Результаты эксперимента представлены на графике.
Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему необходимо, чтобы все куры в эксперименте были одной породы. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если измерения проводились в различное время суток?
*Нулевая гипотеза – принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
1) нулевая гипотеза - уровень (интенсивность) вентиляции легких не зависит от концентрации углекислого газа в воздухе;
2) у разных пород кур показатели вентиляции легких могут различаться
ИЛИ 2) куры разных пород могут по-разному реагировать на изменение концентрации углекислого газа в воздухе;
3) вентиляция легких (интенсивность дыхания; уровень метаболизма) может различаться в зависимости от времени суток
ИЛИ 3) циркадные (суточные) ритмы влияют на вентиляцию легких (интенсивность дыхания);
4) зависимость между концентрацией углекислого газа в воздухе и уровнем вентиляции легких не удастся установить в явном виде.
24.10 Какие два изменения в работе дыхательной системы птиц могут обеспечить эффективную вентиляцию легких и удаление СО2 из их организмов? Назовите и опишите тип дыхания, характерный для птиц. какие преимущества он дает птицам? Ответ поясните.
1) увеличение частоты (ускорение) дыхания;
2) увеличение глубины дыхания;
3) для птиц характерно двойное дыхание;
4) при двойном дыхании газообмен происходит на вдохе и на выдохе;
5) двойное дыхание обеспечивает высокий уровень метаболизма (более эффективное насыщение клеток кислородом; более быстрое выведение углекислого газа).
23.11 В рубце жвачных животных обитают бактерии, например, Ruminococcus spp., Ruminobacter spp., Prevotella spp. Экспериментатор для исследования пищеварения коров ввёл в их рацион кормовую добавку в виде мочевины. Через месяц он взял у пяти коров рубцовую жидкость и подсчитал количество микроорганизмов в ней. Результаты эксперимента отражены в таблице.
Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая – зависимой (изменяющейся в эксперименте)? Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля в этом эксперименте? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.
1) независимая переменная (задаваемая экспериментатором) – наличие/отсутствие в рационе мочевины; зависимая переменная (изменяющаяся в эксперименте) – количество бактерий в рубце (Должны быть указаны обе переменные);
2) необходимо использовать коров, которым не добавляют мочевину в корм;
3) остальные параметры необходимо оставить без изменений;
4) такой контроль позволяет установить, действительно ли мочевина влияет на количество бактерий в рубце животных
ИЛИ 4) такой контроль позволяет проверить, насколько количество бактерий в рубце обусловлено факторами, не связанными с наличием мочевины в рационе.
24.11 Как изменится количество бактерий в рубцовой жидкости, если вместо мочевины ввести в рацион здорового животного антибиотик? Объясните, как и почему в этом случае изменится масса животного.
1) количество бактерий уменьшится;
2) масса животного уменьшится (прирост массы уменьшится);
3) антибиотики подавляют деление бактерий (убивают бактерии);
4) бактерии рубца обеспечивают переваривание клетчатки (корма);
5) при гибели бактерий уменьшится количество доступных питательных веществ (снизится качество питания).
23.12 В рубце жвачных животных обитают бактерии, например, Ruminococcus spp., Ruminobacter spp., Prevotella spp. Экспериментатор для исследования пищеварения коров ввёл в их рацион кормовую добавку в виде мочевины. Через месяц он взял у пяти коров рубцовую жидкость и подсчитал количество микроорганизмов в ней. Результаты эксперимента отражены в таблице.
Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему экспериментатор выбрал для эксперимента коров одной породы. Почему результаты могут быть недостоверными, если в эксперименте будут использовать пищевую добавку разных производителей?
* Нулевая гипотеза – принимаемое по умолчанию предположение о том, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
1) нулевая гипотеза – кормовая добавка в виде мочевины не влияет на количество бактерий в рубце;
2) коровы разных пород различаются по количеству (видовому составу) бактерий в рубце;
3) кормовые добавки разных производителей могут иметь различный состав (качество; концентрацию компонентов);
ИЛИ 3) разные добавки могут по-разному влиять на размножение бактерий;
4) зависимость между количеством (концентрацией) бактерий и применением пищевой добавки не удастся установить в явном виде.
24.12 Наличием какого химического элемента в кормовой добавке можно объяснить наблюдаемый эффект на бактерии? Ответ поясните. Какую роль выполняют бактерии в рубце коров?
1) в состав мочевины входит азот;
2) азот входит в состав аминокислот (белков, нуклеиновых кислот);
3) аминокислоты (белки) являются строительным материалом (ферментами) для новых клеток
ИЛИ 3) нуклеиновые кислоты являются генетическим материалом для новых клеток;
4) бактерии способствуют перевариванию клетчатки (корма)
ИЛИ 4) синтезируют витамины (являются источником белка)
ИЛИ 4) препятствуют заселению патогенной флоры.