Задание 25.
Напишите сочиненте по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свое мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объем сочинения - не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляеь собой пересказанные или полностью переписанный исходный текст,без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аакуратно, разборчивым почерком.
Текст 1
(1)Как-то давно, темным осенним вечером, как-то давно, темным осенним вечером, случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. (2)Вдруг на повороте реки, впереди, под темными горами мелькнул огонек.Мелькнул ярко, сильно, очень близко.
(4) - Ну, слава богу! - сказал я с радостью, - близко ночлег!
(5) Гребец повернулся, посмотрел через плечо на огонь и опять апатично налег на весла.
(6) - Далече!
(7) Я не поверил: огонек так и стоял, выступая вперед из неопределенной тьмы. (8) Но гребец был прав: оказалось, действительно, далеко.
(9) Свойство этих ночных огней - приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать, и манить своею близостью. (10) Кажется, вот-вот еще два-три удара веслом, - и путь кончен... (11) А между тем - далеко!..
(12)И долго еще мы плыли по темной, как чернила, реке. (13)Ущелья и скалы выплывали, надвигались и уплывали, оставаясь назади и теряясь, казалось, в бесконечной дали, а огонек все стоял впереди, переливаясь и маня, - все так же близко, и все так же далеко...
(14)Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. (15)Много огней и раньше и после манили не одного меня своей близостью. (16)Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. (17)И опять приходится налегать на весла...
(18)Но все-таки... все-таки впереди – огни!
(В. Г. Короленко)
Владимир Галактионович Короленко (1853-1921) - писатель, журналист, публицист, общественный деятель.
Пошаговая инструкция
ШАГ 1. Прочитайте внимательно текст.
В процессе чтения подчёркивайте слова и выражения, которые непонятны и нуждаются в пояснении. Если значение слова или выражения вам непонятно, не используйте его при написании собственного текста, не выяснив предварительно, какое значение имеет слово в конкретном контексте. При написании собственного сочинения используйте только на те слова и выражения, значение которых вы хорошо понимаете.
Слова и выражения, требующие дополнительного пояснения:
Угрюмый - темный, неприветливый.
Апатично - монотонно, без энтузиазма.
ШАГ 2. Сформулируйте в двух-трёх предложениях одну из проблем, поставленных автором текста.
Для этого подберите, выделите в тексте или сформу- лируйте самостоятельно фразы, способствующие пониманию авторской мысли.
Примеры фраз и текста:
- Свойство этих ночных огней - приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать, и манить своею близостью. Кажется, вот-вот еще два-три удара веслом, - и путь кончен... А между тем - далеко!..
- Много огней и раньше и после манили не одного меня своей близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится налегать на весла...
- Но все-таки... все-таки впереди – огни!
Примеры собственных формулировок:
- Автор текста рассуждает о том, что в жизни каждого человека должна быть мечта, к которой необходимо стремиться.
- Манящие огни... Какой смысл автор вкладывает в этот образ?
- На протяжении жизни человек о многом мечтает, на многое надеется. Для того, чтобы мечты осуществились и надежды реализовались, необходимо "налегать на весла", много трудиться, преодолевать препятствия. Именно эту проблему ставит перед читателями В. Г. Короленко в своем тексте.
- С какими трудностями человеку приходится сталкиваться на жизненном пути, чтобы достигнуть желаемого? Именно эту проблему ставит автор текста перед своими читателями.
- Автор размышляет о том, что...
- Предложенный нам текст писателя полемичен и интересен прежде всего тем, что в нем поставлен вопрос: ...
ШАГ 3. Прокомментируйте сформулированную проблему, включив в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Следите за фактической точностью в комментариях, не пересказывайте текст. Примеры-иллюстрации должны подтверждать идею автора, а не опровергать ее.
Возможные варианты начала комментариев:
- Автор текста убеждает в том, что ...
- Действительно, рассуждения автора убедительны, поскольку автор опирается на свой личный опыт...
- Для понимания проблемы исходного текста важно уделить особое внимание...
- Обратим особое внимание на то ...
- Автор вспоминает, как ...
ШАГ 4. Сформулируйте в одном-двух предложениях позицию автора (рассказчика).
Следите за чёткостью своей формулировки. Избегайте повторов одной и той же мысли.
Возможные варианты начала формулирования позиции автора:
- Авторская позиция заявлена в словах ...
- Авторская позиция видна: ...
- Автор доказательно объясняет, что ...
- Безусловно, автор текста считает ...
- Автор заставляет ...
ШАГ 5. Выразите своё согласие или несогласие с точкой зрения автора про- читанного текста.
Аргументируйте свою позицию, приведя 2 аргумента. Первый аргумент должен быть основан на вашем читательском опыте. Здесь вы можете рассказать о тех литературных героях, которые стремились к осуществлению своей мечты, преодолевая жизненные трудности (например, герой романа В. А. Каверина "Два капитана" - Александр Григорьев).
Примеры произведений, в которых поднимается проблема преодоления трудностей на пути к мечте:
А. С. Пушкин "Маленькие трагедии" (1830), "Евгений Онегин" (1823)-1831), "Капитанская дочка" (1832-1836).
А. И. Гончаров "Обыкновенная история" (1847), "Обломов" (1858), "Обрыв" (1869).
И. С. Тургенев "Отцы и дети" (1862).
Н. С. Лесков "Очарованный странник" (1872-1873), "Тупейный художник" (1883).
Ф. М. Достоевский "Бедные люди" (1844-1845), "Преступление и наказание" (1866).
Л. Н. Толстой "Кавказский пленник" (1872), "Война и мир" (1863-1869).
В. А. Каверин "Два капитана" (1938-1944).
А. П. Платонов "В прекрасном и яростном мире (Машинист Мальцев)" (1937), "Рассказ о мертвом старике" (1942), "Никита" (1945), "Цветок на земле" (1949).
М. де Сервантес "Дон Кихот" (1605).
Аргумент, основанный на вашем читательском опыте, должен состоять из четырёх-пяти предложений и обосновывать целесообразность использования того или иного художественного текста.
Возможные варианты начала аргументации, основанной на читательском опыте:
- Я согласен/не согласен (согласна/не согласна) ...
- Проблема затронутая в ...
- Вопрос о ... актуален для русской литературы. Например, ...
- Размышляя о ..., я хочу обратиться к ...
- Недавно я перечитал (перечитала) произведение, в котором ...
- О проблеме... Особенном не понятен ..., так как ...
Второй аргумент должен быть основан на знаниях и жизненных наблюдениях.
Аргумент, основанный на ваших знаниях и жизненных наблюдениях, должен состоять из трёх-четырёх предложений и обосновывать причины вашего обращения к тем или иным позициям, к жизненным обстоятельствам. Здесь вы можете привести пример вашего отношения к тем или иным событиям настоящего, очевидцем которых вы стали или о которых слышали из средств массовой информации или Интернета.
Возможные варианты начала аргументации, основанной на знаниях и жизненных наблюдениях:
— Прочитав текст В. Короленко, я решил (решила) ...
— Я считаю ...
— Я полагаю, что …
— Например, для меня ...
— Я готов (готова) объяснить, почему …
ШАГ 6. Написание заключительного предложения сочинения.
Данная часть необходима для того, чтобы придать собственному тексту логическую завершённость, композиционную целостность. Важно, чтобы в последнем предложении были подведены основные итоги ваших размышлений.
Возможные варианты начала заключения:
— Автор заставляет читателя понять, что …
— После прочтения данного текста …
— Подводя итог своему размышлению, хочу …
— Итак, …
— Таким образом, в заключение …
- Подводя итоги ...
ШАГ 7. Прочитайте внимательно пример сочинения по исходному тексту.
Обратите внимание на структуру текста, которая составлена в соответствии с пошаговой инструкцией. Прочитайте аргументацию и комментарии. Обратите внимание на построение фраз.
Пример сочинения по данному тексту с учетом вышеизложенных рекомендаций:
На протяжении жизни чеовек о многом мечтает, на многое надеется. Для того, чтобы мечты осуществились и надежды реализовались, необходимо "налегать на весла", много трудиться, преодолевать препятствия. Именно эту проблему ставит перед читателями В. Г. Короленко в своем тексте. Действительно, рассуждения автора убедительны, поскольку автор опирается на свой личный опыт. В центре повествования рассказ о том, как герой плыл по угрюмой сибирской реке и вдали мерцал огонек, который манил, но близость его была обманчива, поэтому гребцу приходилось еще долго налегать на весла, чтобы достичь цели. В жизни также приходится много трудиться, чтобы реализовать свои мечты.
Автор заявляет: "Много огней и раньше и после манили не одного меня своею близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится налегать на весла... Но все-таки... все-таки впереди - огни!..
Аргументируя позицию автора, хочу обратиться к известному роману В. Каверина "Два капитана", главный герой которого, Александр Григорьев стремится найти останки затонувшей шхуны капитана Татаринова. Со многими трудностями придется столкнуться герою романа, но юношеская мечта манит Сашу Григорьева, и в итоге герой добивается поставленной цели. Я считаю, что мечта должна быть у каждого человека. Важно не просто мечтать, а постоянно двигаться к реализации своей мечты. Так я хочу быть врачом, поэтому сейчас активно изучаю биологию и химию, читаю медицинские журналы.
В заключительной части своего сочинения хочу обратить внимание на то, что у каждого из нас "все-таки... все-таки впереди - огни!".
ШАГ 8. Напишите свой вариант сочинения по данному тексту, используя рекомендации и образец. Следите за своими формулировками. Избегайте повторов фраз и мысли. Не торопитесь. Следите за правильным написанием слов и грамотной расстановкой знаков препинания. Если сомневаетесь в написании того или иного слова, подбирайте синонимы, меняйте формулировку. Если сомневаетесь в постановке знака препинания, переформулируйте фразу.
Русский язык : 20 вариантов сочинений по прочитан- ному тексту для подготовки к единому государственному экзамену / Н.А. Миронова. — Москва : Издательство АСТ, 2017.