Контакты
Телефон горячей линии:
+7 (000) 000 00 00
Адрес офиса:
г. Москва, Ленинский проспект, дом
Адрес электронной почты:
login@domain.ru
График работы :
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Суббота с 10:00 до 17:00
Воскресенье - выходной
Мы в сетях
Способы оплаты
mir_1
tinkoff
sber
Записаться
Наш менеджер перезвонит в ближайшее время
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Скрытое поле:
Отправляя форму, Вы принимаете пользоательское соглашение
Спасибо! Форма отправлена

Вариант 1

 

  1. Рассмотрите таблицу “Методы биологии” и заполните ячейку, вписав соответствующий термин.
 

Метод

Пример применения

Секвенирование

Определение последовательности нуклеотидов в ДНК утконоса

?

Отделение каротинов от хлорофиллов

 

Объяснение: отделить пигменты друг от друга можно при помощи хроматографии. Хроматография - это физико-химический метод разделения смеси веществ путем распределения их между двумя несмешивающимися фазами.

Ответ: хроматография.

 
  1. Экспериментатор поместил в специальную камеру ежа и тритона и измерил скорость проведения нервного импульса по миелиновым волокнам. Затем он повысил температуру в камере до 33С. Как при этом изменились скорости проведения нервного импульса у ежа и тритона?

Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:

  1. Увеличилась
  2. Уменьшилась
  3. Не изменилась

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Скорость проведения нервного импульса у ежа

Скорость проведения нервного импульса у тритона

   
 

Объяснение: скорость проведения нервного импульса зависит от уровня энергетического обмена, а он, в свою очередь, зависит от температуры тела. Еж - теплокровное животное, значит уровень обмена веществ постоянна, как и скорость нервного импульса. А тритон - холоднокровное животное, скорость его нервного импульса будет повышаться при увеличении температуры окружающей среды.

Ответ: 31. 

Весь решенный банк ФИПИ здесь!

 

3. Сколько молекул ДНК будет содержать каждая хромосома в метафазу митоза? В ответе запишите только соответствующее число.

Объяснение: во время метафазы митоза каждая хромосома будет состоять из двух молекул ДНК (двух сестринских хроматид).

Ответ: 2.

 
  1. Сколько генотипов получится в потомстве от скрещивания двух гетерозигот при полном доминировании, если доминантный ген в гомозиготном состоянии летален. Ответ запишите в виде числа.

Объяснение: ген летален, значит все его обладатели умирают (доминантная гомозигота АА). 

Аа, аа - выживают.

Схема решения задачи:

Р: Аа х Аа

G: А, а х А, а

F1: 1АА - умерли

2Аа, 1аа - 2 генотипа

Ответ: 2.

 Полный конспект по генетике здесь!

Рассмотрите рисунки и выполните задания 5,6.

10022511

5. Каким номером на рисунке обозначена структура, состоящая из тубулина?

Объяснение: 1 - профаза

2 - метафаза

3, 4 - анафаза

5 - распадающееся ядро

6 - веретено деления (состоит из тубулина)

Ответ: 6.

 

6. Установите соответствие между характеристиками и фазами митоза разных клеток.

 

Характеристика

А. Происходит растворение ядра

Б. Образуется метафазная пластинка

В. Хромосомный набор в клетке составляет 6n6c

Г. Хромосомный набор в клетке составляет 2n4c

Д. Анафаза клетки, которая не может вступить в мейоз

Е. Метафаза диплоидной клетки

 

Фаза митоза

  1. 1
  2. 2
  3. 3

Объяснение: в профазе (1) разрушается ядро клетки. В метафазе хромосомы выстраиваются по экватору клетки (образуется метафазная пластинка), набор будет 2n4c. В анафазе данной клетки набор будет 6n6c.

Ответ: 123232.

 

7. Выберите три верных ответа.

Какие из перечисленных ниже утверждений справедливы для типа изменчивости, изображенного на рисунке?

10022512

 

  1. Может передаваться по наследству
  2. Затрагивает только фенотип
  3. Возникает под действием мутагенных факторов
  4. Всегда имеет летальный исход
  5. Характеризуется массовостью и направленностью
  6. Приводит к генетическому разнообразию

Объяснение: делеция - это потеря участка хромосомы (видим, что часть D выпадает). Измененная хромосома (после делеции) может передаваться по наследству, затрагивает и фенотип и генотип, возникает под действием мутантных факторов, не всегда имеет летальный исход (так как не знаем за что отвечает выпавший участок хромосомы) не имеет массового характера и направленного действия, приводит к генетическому разнообразию. 

Ответ: 136.

 Все методы генетики здесь!

8. Установите последовательность этапов работы ученых-микробиологов по созданию искусственно синтезированного интерферона (IFN)/ Запишите соответствующую последовательность цифр. 

  1. Выделение гена интерферона из клеток человека
  2. Получение штамма бактерий с геном интерферона
  3. Встраивание гена интерферона в плазмидную ДНК бактерии
  4. Выделение интерферона из среды с бактериями
  5. Очистка белка при помощи хроматографии

Объяснение: для того, чтобы синтезировать интерферон искусственно, сначала нужно выделить ген интерферона из клеток человека, затем нужно встроить этот ген в плазмидную ДНК бактерии, в результате получаем штамм бактерий с геном интерферона, эти бактерии синтезируют данный белок, его можно выделить из среды и очистить, в дальнейшем использовать в медицинских и научных целях.

Ответ: 13245. 

10022513

 

9. Каким номером на рисунке обозначен переносчик малярийного плазмодия?

Объяснение: малярийный комар обозначен на рисунке 4: брюшко поднято вверх, задняя пара конечностей длиннее остальных.

Ответ: 4.

 

10. Установите соответствие между характеристиками и организмами, обозначенными на рисунках цифрами 1, 2, 3.

Характеристика

А. Относится к отряду чешуекрылые

Б. Имеет развитый яйцеклад

В. Используется как биологический метод борьбы с вредителями

Г. Относится к отряду двукрылые

Д. Имеет сосущий ротовой аппарат

Е. Имеет колюще-сосущий ротовой аппарат

 

Организм

  1. 1
  2. 2
  3. 3

Объяснение: 1 - шелкопряд (представитель отряда чешуекрылые, имеет сосущий ротовой аппарат - характерен для бабочек)

2 - наездники - используются в качестве биологического метода борьбы с вредителями (так как откладывают яйца в других насекомых при помощи развитого яйцеклада)

3 - комар - имеет колюще-сосущий ротовой аппарат, представитель отряда двукрылые

4 - малярийный комар

5 - куколка комара

6 - многоножка

Ответ: 122313.

 

11. Выберите три верных ответа.

Для грибов класса Аскомицеты характерны

  1. Дикарионный жизненный цикл
  2. Наличие сумчатых форм
  3. Хитин в составе клеточной стенки
  4. Выработка фитонцидов
  5. Сигиллярия и липидендрон в качестве представителей
  6. Выработка мочевой кислоты всеми представителями

Объяснение: аскомицеты - это отдел царства грибов, в который входят организмы с септированным мицелием и сумками (асками, которые содержат 8 спор). Для них характерен дикарионный жизненный цикл (два ядра внутри одной клетки - характерно для Аскомицетов и Базидиомицетов), наличие сумчатых форм (сумок). Хитин в клеточной стенке если у всех грибов. Сигиллярия и липидендрон - это растения. Грибы образуют мочевину, а не мочевую кислоту.

Представители аскомицетов: дрожжи, спорынья, пеницилл, аспергилл и др.

Ответ: 123.

12. Установите последовательность систематических групп организмов, начиная с самого высокого ранга.

Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. Эукариоты
  2. Пальмоцветные
  3. Сократея обнаженнокорневая
  4. Сократея
  5. Растения
  6. Покрытосеменные

Ответ: 156243.

Рассмотрите рисунки и выполните задания 13, 14.

10022514

 

13. Какой цифрой на рисунке обозначен глазодвигательный нерв?

Объяснение: 1 - блуждающий нерв

2 - зрительный нерв

3 - преддверно-улитковый нерв 

4 - обонятельный нерв

5 - лицевой нерв

6 - глазодвигательный нерв

Ответ: 6.

 

14. Установите соответствие между характеристиками и черепно-мозговыми нервами, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3.

Характеристика

А. Является частью парасимпатической нервной системы

Б. Проводит импульс в затылочную зону

В. Проводниковая часть слухового анализатора

Г. Самый длинный нерв

Д. Иннервирует гладкие мышцы легких

 

Номер нерва на рисунке

  1. 1
  2. 2
  3. 3

Объяснение: 1 - блуждающий нерв - самый длинный, от мозга доходит до внутренних органов (в том числе легких), является частью парасимпатической нервной системы. 2 - зрительный нерв (подходит к сетчатке глаза). 3 - преддверно-улитковый нерв - является частью слухового анализатора, проводит импульс в височную долю.

Ответ: 123311.

 

15. Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

В состав подвижного соединения костей входит

  1. Ликвор
  2. Сухожилие
  3. Суставная сумка
  4. Гиалиновый хрящ
  5. Суставная жидкость
  6. Лимфа

Объяснение: ликвор - это мозговая жидкость. Подвижное соединение костей - это сустав, в его состав входят: суставная сумка, гиалиновый хрящ и суставная жидкость.

Ответ: 345.

 

16. Установите послдовательность этапов прохождения инулина (натуральный полисахарид) по кровеносной системе, начиная с введения его в кровь. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. Введение в плечевую артерию
  2. Верхняя полая вена
  3. Левый желудочек
  4. Приносящая артериола почек
  5. Почечная лоханка
  6. Мочевой пузырь

Объяснение: после введения инулина в плечевую артрию он по верхней полой вене попадает в левый желудочек, затем в большом круге в почки, там в почечную лоханку и, наконец, в мочевой пузырь.

Ответ: 123456.

 

17. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания или примеры различных форм эволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. У многих организмов возникают приспособления, которые являются результатом идиоадаптации. 2. Также важно помнить, что иногда один вид с течением времени может переходить в другой, при этом дочерних видов не образуется. 3. У многих организмов происходят изменения, резко повышающие их уровень организации. 4. Иногда виды расходятся на два дочерних, так как особи попадают в разные условия. 5.  У некоторых форм кошачьих, например, независимо друг от друга образовывались саблезубые формы. 6. Это происходит потому, что близкие виды имеют сходные точки мутагенеза.

Объяснение: формы эволюции упоминаются в следующих предложениях: 

2 - филетическое видообразование

4 - дивергенция

5 - параллельная эволюция

Ответ: 245.

 Конспект по эволюции+задания здесь!

18. Выберите три верных ответа.

К загрязнению окружающей среды человеком относят

  1. Работу согревающих труб в водах Северного Ледовитого океана
  2. Использование перерабатываемых упаковок
  3. Накопление фотохимического тумана (смога) в промышленных городах
  4. Соблюдение севооборота
  5. Создание заказников
  6. Металлизацию атмосферы

Объяснение: антропогенные факторы окружающей среды - это работа согревающих труб в океане, образование и накопление смога в промышленных городах, металлизация атмосферы (увеличение интенсивности миграции железа).

Ответ: 136.

 

19. Установите соответствие между характеристиками и факторами эволюции.

Характеристика

А. Переселение малочисленной популяции Бабочки Монарха из Америки в Европу

Б. Гибель гусеницы при катаклизме

В. Эффект бутылочного горлышка

Г. Действует в малочисленных популяциях

Д. Случайное изменение частоты аллеля

Е. Распространение белой окраски в условиях севера

 

Фактор эволюции

  1. Дрейф генов
  2. Естественный отбор

Объяснение: дрейф генов - это случайные изменения частот аллелей и генотипов в популяции, характерен для малочисленных популяций. Естественный отбор - это выживание самых приспособленных особей, действует в многочисленных популяциях.

Ответ: 111112.

 Вся эволюция здесь!

20.  Проанализируйте таблицу “Факторы, влияющие на метаболизм костной ткани”. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

 

Название фактора

Источник

Влияние

инсулин

Б

увеличение синтеза белков кости

витамин D

пища

В

А

гипофиз

стимулирует рост тканей

 

Список элементов:

  1. Надпочечники
  2. Соматотропин
  3. Печень
  4. Поджелудочная железа
  5. Усиливает всасывание кальция
  6. Половые гормоны
  7. Вызывает вымывание кальция из костей
  8. Повышает основной обмен

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Объяснение: А - соматотропин - это гормон роста, стимулирует рост тканей

Б - инсулин (гормон, регулирующий углеводный обмен) вырабатывается поджелудочной железой

В - витамин D регулирует кальциевый обмен

Ответ: 245.

 

21. Проанализируйте график “Выживаемость поденок в зависимости от совокупного влияния относительной влажности и температуры воздуха”.

10022515

 

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

  1. Выживаемость короеда-типографа при температуре 20С и влажности 75% составляет 100%.
  2. Выживаемость поденок при температуре 15С и 50% влажности составляет 35%.
  3. Выживаемость поденок при температуре 20С всегда равна 0%.
  4. Выживаемость поденок не зависит от концентрации кислорода.
  5. Выживаемость поденок при влажности 50% и температуре 20С составляет 75%.

Объяснение: 1, 3, 4 - нет данных. 2, 5 - верно.

Ответ: 25.

 

Экспериментатор изучал зависимость интенсивности гуттации от влажности воздуха. Для этого он помещал заранее выращенные во влажных опилках (опилки были смочены водой с изотонической растению концентрацией солей) до появления мочковатой корневой системы проростки пшена в специальную камеру. В ней побег находился в герметичном сосуде, а корень помещался в имеющие разный химический состав растворы. Далее измерялось количество гуттационных капель на листах растений. Результаты представлены в таблице. 

*Гуттация (от лат. gutta – «капля») – процесс выведения воды в виде капель жидкости на поверхности растения.

10022516

 

22. В качестве отрицательного контроля экспериментатор перенёс проростки в воду, добытую из артезианских источников. Почему такой отрицательный контроль не является адекватным? Ответ поясните. Предложите свой вариант постановки отрицательного контроля. 

*Отрицательный контроль – это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.

Ответ: 1. В состав артезианской воды входят соли в неизвестной концентрации

ИЛИ

  1. Состав артезианской воды отличается от состава воды во влажных опилках
  2. Это не позволит в явном виде установить зависимость между типом раствора (влажностью) и количеством капель (интенсивностью гуттации)
  3. Растения необходимо поместить в питьевую (чистую) воду (в раствор с физиологической концентрацией солей)
  4. Остальные параметры оставить без изменений
 

23. Какой биологический смысл заключён в процессе гуттации? Какие факторы могут вызывать (влиять на интенсивность) гуттацию. Назовите два фактора. Какой раствор имеет более высокую концентрацию солей? Ответ поясните. 

Ответ: 1. Избавление от излишков воды (поддержание ксилемного тока)

2. Высокая влажность, низкая освещенность, отсутствие ветра, концентрация солей в почве (должны быть указаны оба фактора)

3. Раствор №2

4. В растение меньше поступает воды (слабее всасывается вода в растение

ИЛИ не создается избыток воды в растении)

  1. Растение начинает сохранять воду и меньше ее выводить

 

24. На рисунках изображён вымерший род холоднокровных пеликозавров, обитавших 280–290 миллионов лет назад. Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и в каких периодах существовало данное животное. Предположите, какую роль мог играть «спинной парус» – вырост спинных позвонков, обтянутый кожей. Признаки каких классов имеются у животного? Ответ поясните.

10022517

 

Ответ: 1) палеозойская эра, пермский период;

2) «спинной парус» мог участвовать в теплорегуляции,

увеличивая теплоотдачу;

ИЛИ

2) «спинной парус» мог стать депо жиров;

ИЛИ

2) «спинной парус» мог участвовать в привлечении самок

(половой отбор);

ИЛИ

2) спинной парус мог участвовать в плавании (спинной парус

являлся местом прикрепления мышц)

4) имеет признаки рептилий и млекопитающих;

признаки рептилий:

5) плечи и бёдра расположены параллельно субстрату (расстав-

ленные конечности);

6) рычажные пятипалые конечности;

7) наличие длинного хвостового отдела;

признаки млекопитающих:

8) дифференцированные зубы (развитые клыки)

 

25. Учёные изучали особенности мутаций у гриба Neurospora, мутация у которых вызывала резкое замедление роста. Для этого проводилось множество скрещиваний грибов дикого типа, мутантного гриба time и мутантного гриба grim. Результаты скрещиваний представлены в таблице. У Neurospora (мицелий гаплоидный) гаплоидные ядра родительских клеток сливаются, а потом делятся мейозом с образованием спор. Вклады родительских клеток при образовании диплоида неодинаковы: протоперитециальный родитель даёт ядро и цитоплазму (особенно митохондрии), оплодотворяющий – только ядро. Мутация в каких генах наблюдается у time и grim? Ответ поясните. Почему нарушается рост у спор гриба time?

10022518

Ответ: 1) у гриба time мутация в гене митохондрий (цитоплазматическая

мутация);

2) когда гриб time является протоперитециальным родителем,

у спор медленный рост (нарушена работа митохондрий)

ИЛИ когда гриб time является оплодотворяющим родителем,

у спор быстрый рост;

3) у гриба grim мутация генов, находящихся в ядре (ядерная

мутация);

4) при скрещивании с диким типом половина спор имеет быстрый

рост, а другая половина – медленный (наблюдается комбинация

генов с образованием медленно и быстро растущих спор);

5) недостаточно энергии (АТФ) для роста;

 

26. Жаба-ага – бесхвостная амфибия, родом из Южной и Центральной Америки. Животное обладает смертоносным ядом и различными эффективными способами его использования. В 1935 году жаба была завезена в Австралию для борьбы с вредителями тростника. Однако она не оправдала ожиданий и начала занимать экосистему за экосистемой, размножаясь в огромных количествах. Как называются такие виды, вышедшие за пределы своего ареала и вторгшиеся в чужую среду обитания? Почему наблюдается резкий взрыв численности популяции жабы? Постепенно в каждом последующем поколении ноги у жаб становились длиннее. Объясните преимущество наличия длинных ног. Ответ поясните.

11021

 

Ответ: 1) инвазионные виды (инвазивные виды ИЛИ виды – вселенцы,

ИЛИ заносные виды, ИЛИ интродукционные виды, ИЛИ адвен-

тивный вид);

2) ослаблена борьба за существование;

3) отсутствуют пищевые конкуренты, хищники, паразиты жаб,

возбудители болезней жабы – аги;

4) у местных организмов отсутствуют адаптации к яду жабы;

преимущества длинных ног у жабы:

5) жабы быстрее занимают новые экологические ниши;

6) длинные конечности позволяют быстрее получить доступ

к ресурсам среды (позволяет избежать конкуренции с сородичами).

 

27. Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5' концу одной цепи соответствует 3' конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5' конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5' к 3' концу. Полимеразная цепная реакция (ПЦР) – метод, позволяющий увеличить количество определённого фрагмента нуклеиновой кислоты во много раз. Для этого нужны праймеры – фрагмент нуклеотидов, комплементарных началу и концу размножаемого фрагмента гена. В набор для проведения ПЦР входят праймер, комплементарный триплету, с которого начнётся транскрипция (3’-АТГ-5’) и праймер 3’-ГЦГ-5’. Часть фрагмента размножаемого гена, находящегося на матричной ДНК, имеет нуклеотидную последовательность:

11022

 

Схема решения задачи включает:

1) праймеру 5’-ГТА-3’ соответствует триплет 3’-ЦАТ-5’, праймеру

5’-ГЦГ-3’ соответствует триплет 3’-ЦГЦ-5’ (должны быть указаны

оба);

2) последовательность нуклеотидов во фрагменте гена:

3’-ЦАТАГЦАААГЦТТТАЦГЦ-5’;

3) фрагмент полипептида: вал-сер-фен-арг-асн-ала

 

28. На X- и Y-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, содержащие аллели одного гена, между которыми может происходить кроссинговер. Один из таких генов вызывает аномалии в развитии кисти. Рецессивный аллель гена гипертрихоза (e) наследуется сцеплено с Y-хромосомой. А ген цвета глаз располагается в аутосоме. Женщина с карими глазами и нормальным развитием кисти вышла замуж за гетерозиготного мужчину с карими глазами, аномалией развития кисти и гипертрихозом. Мать мужчины была гомозиготной и не имела аномалий развития кисти. Все дети были гомозиготны по цвету глаз. Родившаяся в этом браке дочь с аномалией развития кисти вышла замуж за мужчину без названных заболеваний с голубыми глазами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы, фенотипы и пол всех родителей и потомков. Может ли во втором браке родиться ребёнок с гипертрихозом? Ответ поясните. 

Схема решения задачи включает:

1) P ♀ AAb XXb

× ♂ AAb XYBe

карие глаза, карие глаза,

нормальная кисть аномалия развития кисти,

наличие гипертрихоза

G AXb AXb , AYBe (некроссоверные гаметы)

AXB, AYbe (кроссоверные гаметы)

F1 AAXb Xb – девочка (дочь) с карими глазами и с нормальным

развитием кисти;

AAb XYBe – мальчик (сын) с карими глазами, аномалией развития

кисти и с гипертрихозом;

AAXBXb – девочка (дочь) с карими глазами, аномалией развития

кисти;

AAb XYbe – мальчик (сын) с карими глазами, нормальным

развитием кисти и с гипертрихозом;

2) F1 ♀ AAXBXb × ♂ aaXb Yb

карие глаза, голубые глаза,

аномалия развития кисти нормальная кисть,

отсутствие гипертрихоза

G AXB, AXb aXb , aYb

F2 AaXBXb – девочка (дочь) с карими глазами, с аномалией

развития кисти;

AaXBYb – мальчик (сын) с карими глазами, с аномалией

развития кисти, с отсутствием гипертрихоза;

AaXb Xb – девочка (дочь) с карими глазами, с нормальным

развитием кисти;

AaXb Yb – мальчик (сын) с карими глазами, с нормальным

развитием кисти, отсутствием гипертрихоза;

3) во втором скрещивании ребёнок, имеющий рецессивную аллель

гипертрихоза, родиться не может, так как она передаётся только по

отцовской линии (находится в Y-хромосоме).

(Допускается иная генетическая символика.)

 

Вся генетика здесь!

Записаться на пробное занятие
Оставьте заявку прямо сейчас
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Комментарий:*
Отправляя форму, Вы принимаете пользовательское соглашение
Спасибо! Форма отправлена
Контакты
Телефон горячей линии:
+7(915)162-59-34
Адрес офиса:
Мы в соц сетях:
Заявка на бесплатную консультацию
Наш менеджер перезвонит в ближайшее время
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Скрытое поле:
Отправляя форму, Вы принимаете пользоательское соглашение
Спасибо! Форма отправлена