|
|
|
|
|
|
Объяснение: отделить пигменты друг от друга можно при помощи хроматографии. Хроматография - это физико-химический метод разделения смеси веществ путем распределения их между двумя несмешивающимися фазами.
Ответ: хроматография.
Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
|
|
Объяснение: скорость проведения нервного импульса зависит от уровня энергетического обмена, а он, в свою очередь, зависит от температуры тела. Еж - теплокровное животное, значит уровень обмена веществ постоянна, как и скорость нервного импульса. А тритон - холоднокровное животное, скорость его нервного импульса будет повышаться при увеличении температуры окружающей среды.
Ответ: 31.
Весь решенный банк ФИПИ здесь!
3. Сколько молекул ДНК будет содержать каждая хромосома в метафазу митоза? В ответе запишите только соответствующее число.
Объяснение: во время метафазы митоза каждая хромосома будет состоять из двух молекул ДНК (двух сестринских хроматид).
Ответ: 2.
Объяснение: ген летален, значит все его обладатели умирают (доминантная гомозигота АА).
Аа, аа - выживают.
Схема решения задачи:
Р: Аа х Аа
G: А, а х А, а
F1: 1АА - умерли
2Аа, 1аа - 2 генотипа
Ответ: 2.
Полный конспект по генетике здесь!Рассмотрите рисунки и выполните задания 5,6.
5. Каким номером на рисунке обозначена структура, состоящая из тубулина?
Объяснение: 1 - профаза
2 - метафаза
3, 4 - анафаза
5 - распадающееся ядро
6 - веретено деления (состоит из тубулина)
Ответ: 6.
6. Установите соответствие между характеристиками и фазами митоза разных клеток.
Характеристика
А. Происходит растворение ядра
Б. Образуется метафазная пластинка
В. Хромосомный набор в клетке составляет 6n6c
Г. Хромосомный набор в клетке составляет 2n4c
Д. Анафаза клетки, которая не может вступить в мейоз
Е. Метафаза диплоидной клетки
Фаза митоза
Объяснение: в профазе (1) разрушается ядро клетки. В метафазе хромосомы выстраиваются по экватору клетки (образуется метафазная пластинка), набор будет 2n4c. В анафазе данной клетки набор будет 6n6c.
Ответ: 123232.
7. Выберите три верных ответа.
Какие из перечисленных ниже утверждений справедливы для типа изменчивости, изображенного на рисунке?
Объяснение: делеция - это потеря участка хромосомы (видим, что часть D выпадает). Измененная хромосома (после делеции) может передаваться по наследству, затрагивает и фенотип и генотип, возникает под действием мутантных факторов, не всегда имеет летальный исход (так как не знаем за что отвечает выпавший участок хромосомы) не имеет массового характера и направленного действия, приводит к генетическому разнообразию.
Ответ: 136.
Все методы генетики здесь!8. Установите последовательность этапов работы ученых-микробиологов по созданию искусственно синтезированного интерферона (IFN)/ Запишите соответствующую последовательность цифр.
Объяснение: для того, чтобы синтезировать интерферон искусственно, сначала нужно выделить ген интерферона из клеток человека, затем нужно встроить этот ген в плазмидную ДНК бактерии, в результате получаем штамм бактерий с геном интерферона, эти бактерии синтезируют данный белок, его можно выделить из среды и очистить, в дальнейшем использовать в медицинских и научных целях.
Ответ: 13245.
9. Каким номером на рисунке обозначен переносчик малярийного плазмодия?
Объяснение: малярийный комар обозначен на рисунке 4: брюшко поднято вверх, задняя пара конечностей длиннее остальных.
Ответ: 4.
10. Установите соответствие между характеристиками и организмами, обозначенными на рисунках цифрами 1, 2, 3.
Характеристика
А. Относится к отряду чешуекрылые
Б. Имеет развитый яйцеклад
В. Используется как биологический метод борьбы с вредителями
Г. Относится к отряду двукрылые
Д. Имеет сосущий ротовой аппарат
Е. Имеет колюще-сосущий ротовой аппарат
Организм
Объяснение: 1 - шелкопряд (представитель отряда чешуекрылые, имеет сосущий ротовой аппарат - характерен для бабочек)
2 - наездники - используются в качестве биологического метода борьбы с вредителями (так как откладывают яйца в других насекомых при помощи развитого яйцеклада)
3 - комар - имеет колюще-сосущий ротовой аппарат, представитель отряда двукрылые
4 - малярийный комар
5 - куколка комара
6 - многоножка
Ответ: 122313.
11. Выберите три верных ответа.
Для грибов класса Аскомицеты характерны
Объяснение: аскомицеты - это отдел царства грибов, в который входят организмы с септированным мицелием и сумками (асками, которые содержат 8 спор). Для них характерен дикарионный жизненный цикл (два ядра внутри одной клетки - характерно для Аскомицетов и Базидиомицетов), наличие сумчатых форм (сумок). Хитин в клеточной стенке если у всех грибов. Сигиллярия и липидендрон - это растения. Грибы образуют мочевину, а не мочевую кислоту.
Представители аскомицетов: дрожжи, спорынья, пеницилл, аспергилл и др.
Ответ: 123.
12. Установите последовательность систематических групп организмов, начиная с самого высокого ранга.
Запишите соответствующую последовательность цифр.
Ответ: 156243.
Рассмотрите рисунки и выполните задания 13, 14.
13. Какой цифрой на рисунке обозначен глазодвигательный нерв?
Объяснение: 1 - блуждающий нерв
2 - зрительный нерв
3 - преддверно-улитковый нерв
4 - обонятельный нерв
5 - лицевой нерв
6 - глазодвигательный нерв
Ответ: 6.
14. Установите соответствие между характеристиками и черепно-мозговыми нервами, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3.
Характеристика
А. Является частью парасимпатической нервной системы
Б. Проводит импульс в затылочную зону
В. Проводниковая часть слухового анализатора
Г. Самый длинный нерв
Д. Иннервирует гладкие мышцы легких
Номер нерва на рисунке
Объяснение: 1 - блуждающий нерв - самый длинный, от мозга доходит до внутренних органов (в том числе легких), является частью парасимпатической нервной системы. 2 - зрительный нерв (подходит к сетчатке глаза). 3 - преддверно-улитковый нерв - является частью слухового анализатора, проводит импульс в височную долю.
Ответ: 123311.
15. Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
В состав подвижного соединения костей входит
Объяснение: ликвор - это мозговая жидкость. Подвижное соединение костей - это сустав, в его состав входят: суставная сумка, гиалиновый хрящ и суставная жидкость.
Ответ: 345.
16. Установите послдовательность этапов прохождения инулина (натуральный полисахарид) по кровеносной системе, начиная с введения его в кровь. Запишите соответствующую последовательность цифр.
Объяснение: после введения инулина в плечевую артрию он по верхней полой вене попадает в левый желудочек, затем в большом круге в почки, там в почечную лоханку и, наконец, в мочевой пузырь.
Ответ: 123456.
17. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания или примеры различных форм эволюции. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Объяснение: формы эволюции упоминаются в следующих предложениях:
2 - филетическое видообразование
4 - дивергенция
5 - параллельная эволюция
Ответ: 245.
Конспект по эволюции+задания здесь!18. Выберите три верных ответа.
К загрязнению окружающей среды человеком относят
Объяснение: антропогенные факторы окружающей среды - это работа согревающих труб в океане, образование и накопление смога в промышленных городах, металлизация атмосферы (увеличение интенсивности миграции железа).
Ответ: 136.
19. Установите соответствие между характеристиками и факторами эволюции.
Характеристика
А. Переселение малочисленной популяции Бабочки Монарха из Америки в Европу
Б. Гибель гусеницы при катаклизме
В. Эффект бутылочного горлышка
Г. Действует в малочисленных популяциях
Д. Случайное изменение частоты аллеля
Е. Распространение белой окраски в условиях севера
Фактор эволюции
Объяснение: дрейф генов - это случайные изменения частот аллелей и генотипов в популяции, характерен для малочисленных популяций. Естественный отбор - это выживание самых приспособленных особей, действует в многочисленных популяциях.
Ответ: 111112.
Вся эволюция здесь!20. Проанализируйте таблицу “Факторы, влияющие на метаболизм костной ткани”. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список элементов:
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Объяснение: А - соматотропин - это гормон роста, стимулирует рост тканей
Б - инсулин (гормон, регулирующий углеводный обмен) вырабатывается поджелудочной железой
В - витамин D регулирует кальциевый обмен
Ответ: 245.
21. Проанализируйте график “Выживаемость поденок в зависимости от совокупного влияния относительной влажности и температуры воздуха”.
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
Объяснение: 1, 3, 4 - нет данных. 2, 5 - верно.
Ответ: 25.
Экспериментатор изучал зависимость интенсивности гуттации от влажности воздуха. Для этого он помещал заранее выращенные во влажных опилках (опилки были смочены водой с изотонической растению концентрацией солей) до появления мочковатой корневой системы проростки пшена в специальную камеру. В ней побег находился в герметичном сосуде, а корень помещался в имеющие разный химический состав растворы. Далее измерялось количество гуттационных капель на листах растений. Результаты представлены в таблице.
*Гуттация (от лат. gutta – «капля») – процесс выведения воды в виде капель жидкости на поверхности растения.
22. В качестве отрицательного контроля экспериментатор перенёс проростки в воду, добытую из артезианских источников. Почему такой отрицательный контроль не является адекватным? Ответ поясните. Предложите свой вариант постановки отрицательного контроля.
*Отрицательный контроль – это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.
Ответ: 1. В состав артезианской воды входят соли в неизвестной концентрации
ИЛИ
23. Какой биологический смысл заключён в процессе гуттации? Какие факторы могут вызывать (влиять на интенсивность) гуттацию. Назовите два фактора. Какой раствор имеет более высокую концентрацию солей? Ответ поясните.
Ответ: 1. Избавление от излишков воды (поддержание ксилемного тока)
2. Высокая влажность, низкая освещенность, отсутствие ветра, концентрация солей в почве (должны быть указаны оба фактора)
3. Раствор №2
4. В растение меньше поступает воды (слабее всасывается вода в растение
ИЛИ не создается избыток воды в растении)
24. На рисунках изображён вымерший род холоднокровных пеликозавров, обитавших 280–290 миллионов лет назад. Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и в каких периодах существовало данное животное. Предположите, какую роль мог играть «спинной парус» – вырост спинных позвонков, обтянутый кожей. Признаки каких классов имеются у животного? Ответ поясните.
Ответ: 1) палеозойская эра, пермский период;
2) «спинной парус» мог участвовать в теплорегуляции,
увеличивая теплоотдачу;
ИЛИ
2) «спинной парус» мог стать депо жиров;
ИЛИ
2) «спинной парус» мог участвовать в привлечении самок
(половой отбор);
ИЛИ
2) спинной парус мог участвовать в плавании (спинной парус
являлся местом прикрепления мышц)
4) имеет признаки рептилий и млекопитающих;
признаки рептилий:
5) плечи и бёдра расположены параллельно субстрату (расстав-
ленные конечности);
6) рычажные пятипалые конечности;
7) наличие длинного хвостового отдела;
признаки млекопитающих:
8) дифференцированные зубы (развитые клыки)
25. Учёные изучали особенности мутаций у гриба Neurospora, мутация у которых вызывала резкое замедление роста. Для этого проводилось множество скрещиваний грибов дикого типа, мутантного гриба time и мутантного гриба grim. Результаты скрещиваний представлены в таблице. У Neurospora (мицелий гаплоидный) гаплоидные ядра родительских клеток сливаются, а потом делятся мейозом с образованием спор. Вклады родительских клеток при образовании диплоида неодинаковы: протоперитециальный родитель даёт ядро и цитоплазму (особенно митохондрии), оплодотворяющий – только ядро. Мутация в каких генах наблюдается у time и grim? Ответ поясните. Почему нарушается рост у спор гриба time?
Ответ: 1) у гриба time мутация в гене митохондрий (цитоплазматическая
мутация);
2) когда гриб time является протоперитециальным родителем,
у спор медленный рост (нарушена работа митохондрий)
ИЛИ когда гриб time является оплодотворяющим родителем,
у спор быстрый рост;
3) у гриба grim мутация генов, находящихся в ядре (ядерная
мутация);
4) при скрещивании с диким типом половина спор имеет быстрый
рост, а другая половина – медленный (наблюдается комбинация
генов с образованием медленно и быстро растущих спор);
5) недостаточно энергии (АТФ) для роста;
26. Жаба-ага – бесхвостная амфибия, родом из Южной и Центральной Америки. Животное обладает смертоносным ядом и различными эффективными способами его использования. В 1935 году жаба была завезена в Австралию для борьбы с вредителями тростника. Однако она не оправдала ожиданий и начала занимать экосистему за экосистемой, размножаясь в огромных количествах. Как называются такие виды, вышедшие за пределы своего ареала и вторгшиеся в чужую среду обитания? Почему наблюдается резкий взрыв численности популяции жабы? Постепенно в каждом последующем поколении ноги у жаб становились длиннее. Объясните преимущество наличия длинных ног. Ответ поясните.
Ответ: 1) инвазионные виды (инвазивные виды ИЛИ виды – вселенцы,
ИЛИ заносные виды, ИЛИ интродукционные виды, ИЛИ адвен-
тивный вид);
2) ослаблена борьба за существование;
3) отсутствуют пищевые конкуренты, хищники, паразиты жаб,
возбудители болезней жабы – аги;
4) у местных организмов отсутствуют адаптации к яду жабы;
преимущества длинных ног у жабы:
5) жабы быстрее занимают новые экологические ниши;
6) длинные конечности позволяют быстрее получить доступ
к ресурсам среды (позволяет избежать конкуренции с сородичами).
27. Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5' концу одной цепи соответствует 3' конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5' конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5' к 3' концу. Полимеразная цепная реакция (ПЦР) – метод, позволяющий увеличить количество определённого фрагмента нуклеиновой кислоты во много раз. Для этого нужны праймеры – фрагмент нуклеотидов, комплементарных началу и концу размножаемого фрагмента гена. В набор для проведения ПЦР входят праймер, комплементарный триплету, с которого начнётся транскрипция (3’-АТГ-5’) и праймер 3’-ГЦГ-5’. Часть фрагмента размножаемого гена, находящегося на матричной ДНК, имеет нуклеотидную последовательность:
Схема решения задачи включает:
1) праймеру 5’-ГТА-3’ соответствует триплет 3’-ЦАТ-5’, праймеру
5’-ГЦГ-3’ соответствует триплет 3’-ЦГЦ-5’ (должны быть указаны
оба);
2) последовательность нуклеотидов во фрагменте гена:
3’-ЦАТАГЦАААГЦТТТАЦГЦ-5’;
3) фрагмент полипептида: вал-сер-фен-арг-асн-ала
28. На X- и Y-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, содержащие аллели одного гена, между которыми может происходить кроссинговер. Один из таких генов вызывает аномалии в развитии кисти. Рецессивный аллель гена гипертрихоза (e) наследуется сцеплено с Y-хромосомой. А ген цвета глаз располагается в аутосоме. Женщина с карими глазами и нормальным развитием кисти вышла замуж за гетерозиготного мужчину с карими глазами, аномалией развития кисти и гипертрихозом. Мать мужчины была гомозиготной и не имела аномалий развития кисти. Все дети были гомозиготны по цвету глаз. Родившаяся в этом браке дочь с аномалией развития кисти вышла замуж за мужчину без названных заболеваний с голубыми глазами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы, фенотипы и пол всех родителей и потомков. Может ли во втором браке родиться ребёнок с гипертрихозом? Ответ поясните.
Схема решения задачи включает:
1) P ♀ AAb XXb
× ♂ AAb XYBe
карие глаза, карие глаза,
нормальная кисть аномалия развития кисти,
наличие гипертрихоза
G AXb AXb , AYBe (некроссоверные гаметы)
AXB, AYbe (кроссоверные гаметы)
F1 AAXb Xb – девочка (дочь) с карими глазами и с нормальным
развитием кисти;
AAb XYBe – мальчик (сын) с карими глазами, аномалией развития
кисти и с гипертрихозом;
AAXBXb – девочка (дочь) с карими глазами, аномалией развития
кисти;
AAb XYbe – мальчик (сын) с карими глазами, нормальным
развитием кисти и с гипертрихозом;
2) F1 ♀ AAXBXb × ♂ aaXb Yb
карие глаза, голубые глаза,
аномалия развития кисти нормальная кисть,
отсутствие гипертрихоза
G AXB, AXb aXb , aYb
F2 AaXBXb – девочка (дочь) с карими глазами, с аномалией
развития кисти;
AaXBYb – мальчик (сын) с карими глазами, с аномалией
развития кисти, с отсутствием гипертрихоза;
AaXb Xb – девочка (дочь) с карими глазами, с нормальным
развитием кисти;
AaXb Yb – мальчик (сын) с карими глазами, с нормальным
развитием кисти, отсутствием гипертрихоза;
3) во втором скрещивании ребёнок, имеющий рецессивную аллель
гипертрихоза, родиться не может, так как она передаётся только по
отцовской линии (находится в Y-хромосоме).
(Допускается иная генетическая символика.)