Контакты
Телефон горячей линии:
+7 (000) 000 00 00
Адрес офиса:
г. Москва, Ленинский проспект, дом
Адрес электронной почты:
login@domain.ru
График работы :
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Суббота с 10:00 до 17:00
Воскресенье - выходной
Мы в сетях
Способы оплаты
mir_1
tinkoff
sber
Записаться
Наш менеджер перезвонит в ближайшее время
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Скрытое поле:
Отправляя форму, Вы принимаете пользоательское соглашение
Спасибо! Форма отправлена

Вариант 6

 

  1. Рассмотрите таблицу “Признаки живых систем”. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Признак живых систем

Пример

Дискретность

Наличие генов в составе нуклеиновых кислот

?

Сужение диаметра зрачка при ярком свете

 

Объяснение: сужение зрачка - это реакция организма на изменение условий окружающей среды, то есть раздражимость.

Ответ: раздражимость.

Больше решенных заданий ЕГЭ здесь!
  1. Исследователь определял содержание крахмала и витамина С в свежесрезанных цветках белого клевера и отваре, приготовленном из них. Как изменилось содержание крахмала и витамина С в отваре по сравнению со свежесобранными цветками.

Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:

  1. Увеличилась
  2. Уменьшилась
  3. Не изменилась

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры  в ответе могут повторяться.

Содержание крахмала

Содержание витамина С

   
 

Объяснение: при увеличении температуры крахмал не распадается, в то время как витамин С распадается, поэтому его количество уменьшится.

Ответ: 32.

 

3. Сколько молекул тРНК участвует в синтезе фрагмента белка, который содержит 20 аминокислот? В ответе запишите соответствующее число.

Объяснение: одну аминокислоту переносит одна молекула тРНК, то есть количество молекул тРНК равно количеству аминокислот.

Ответ: 20.

 
  1. Какова вероятность (%) получения гетерозиготного потомства кроликов с черной окраской шерсти при анализирующем скрещивании гетерозиготных кроликов с черной окраской шерсти?

Объяснение: Аа - гетерозигота (черная окраска шерсти)

Запишем схему скрещивания (анализирующее скрещивание - это скрещивание с рецессивной гомозиготой для определения исходного генотипа).

Р: Аа х аа

G: А, а х а

F1: 50% Аа : 50% аа

Ответ: 50.

  1. Каким номером на схеме обозначен кодон?

Объяснение: 1 - ДНК

2 - иРНК

3 - тРНК

4 - аминокислоты

5 - кодон

6 - антикодон

7 - рибосома

8 - полипептид

Ответ: 5.

 
  1. Установите соответствие между характеристиками и молекулами, обозначенными на схеме цифрами 1, 2, 3.

Характеристики

А. Содержит антикодон

Б. Присоединяет аминокислоту

В. Является матрицей для синтеза рибонуклеиновых кислот

Г. Является комплементарной копией гена

Д. Служит матрицей при синтезе полипептидов

Е. Содержит азотистое основание тимин

Молекулы

  1. 1
  2. 2
  3. 3

Объяснение: 1 - ДНК является матрицей для синтеза иРНК для последующего синтеза белка. ДНК содержит четыре типа азотистых оснований: аденин, тимин, гуанин, цитозин. 2 - иРНК - комплементарная копия гена, является матрицей для будущего полипептида. тРНК - это самая маленькая молекула РНК, содержит антикодон и присоединяет аминокислоту.

Ответ: 331221.

 

7. Выберите три верных ответа.

Какие из перечисленных терминов можно использовать для описания свойств генетического кода?

  1. Универсальность
  2. Вырожденность
  3. Неперекрываемость
  4. Полиплоидность
  5. Комплементарность
  6. Независимость

Объяснение: генетический код обладает универсальностью: генетический код всех живых организмов работает по одним и тем же принципам. Вырожденность (избыточность) - одна аминокислота может кодироваться более, чем одним кодоном (обычно двумя-тремя). Неперекрываемость - сначала заканчивается один ген и только потом начинается другой.

Ответ: 123.

 

8. Установите последовательность действий исследователя, получающего растения методом культуры клеток. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. Размещение эксплант на питательной среде
  2. Органогенез
  3. Митотическое деление клеток экспланта
  4. Образование недифференцированной клеточной массы
  5. Выделение экспланта из вегетативного органа растения

Объяснение: сначала эксплант нужно выделить из растения, затем разместить на питательную среду, клетки начнут делится митозом, в результате образуется недифференцированная клеточная масса, которая затем начинает дифференцироваться, образуются разные ткани и органы.

Ответ: 51342.

9. На рисунке под каким номером изображено позвоночное животное с четырехкамерным желудком?

Объяснение: 1 - надкласс Рыбы

2 - класс Земноводные

3 - класс Млекопитающие

4 - надкласс Рыбы

5 - класс Рептилии

6 - класс Млекопитающие

Четырехкамерный желудок нужен травоядным млекопитающим для переваривания сложной для расщепления ферментами травы.

Ответ: 6.

 

10. Установите соответствие между характеристиками и животными, изображенными на рисунках 1, 2, 3.

Характеристики

А. Вторичноводное животное

Б. Постоянная температура тела

В. Наличие боковой линии у взрослой особи

Г. Легкие примитивные

Д. Дыхание кожно-легочное

Е. Наличие плавательного пузыря

Животные

  1. 1
  2. 2
  3. 3

Объяснение: 1 - у рыб есть специальный орган чувств - боковая линия и плавательный пузырь. 2 - земноводные дышат легкими и кожей, их легкие примитивны. 3 - млекопитающие - теплокровные (имеют постоянную температуру тела). Косатки - вторичноводные животные, так как когда-то вышли на сушу.

Ответ: 331221.

 

11. Выберите три верных ответа.

Какие признаки характерны для эпидермы растений?

  1. Содержит устьица
  2. Может иметь восковой налет или опушение волосками
  3. Придает растению прочность и упругость
  4. Большинство образующих ее клеток прозрачно и бесцветно
  5. Проводит минеральные вещества от корня к листьям
  6. Содержит клетки-спутницы

Объяснение: эпидерма - это верхний слой растений, он содержит устьица для транспирации, может иметь восковой налет, препятствующий лишнему испарению. Эпидерма состоит из прозрачных клеток, так как необходимо пропустить свет к фотосинтезирующей ткани.

Ответ: 124.

Весь решенный банк ФИПИ здесь!

12. Установите последовательность таксономических названий, начиная с наименьшего. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. Сфагнум
  2. Эукариоты
  3. Сфагнум бурый
  4. Растения
  5. Сфагновые
  6. Моховидные

Ответ: 315642.

13. Каким номером на рисунке обозначена структура, содержащая ферменты для расщепления оболочки яйцеклетки при оплодотворении?

Объяснение: 1 - головка

2 - шейка

3 - хвостик

4 - акросома (растворяет мембрану яйцеклетки для осуществления оплодотворения)

5 - ядро

6 - дистальная центриоль

7 - митохондрия

8 - жгутик

Ответ: 4.

 

14. Установите соответствие между характеристиками и структурами сперматозоида, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2 и 3.

Характеристики

А. Содержит митохондрии

Б. Имеет ядро

В. Выполняет функцию передвижения

Г. Обладает энергетической функцией

Д. Содержит генетический материал

Е. Имеет акросому

Структура

  1. 1
  2. 2
  3. 3

Объяснение: 1 - головка сперматозоида имеет ядро, содержит генетический материал (гаплоидный набор хромосом), имеет акросому. 2 - шейка содержит митохондрию, она вырабатывает энергию, которая помогает сперматозоиду передвигаться. 3 - хвостик движется, перемещая весь сперматозоид.

Ответ: 213211.

 

15. Выберите три верных ответа.

Какие структуры находятся в сером веществе спинного мозга?

  1. Дендриты чувствительных нейронов
  2. Тела чувствительных нейронов
  3. Тела двигательных нейронов
  4. Тела вставочных нейронов соматической нервной системы
  5. Тела вставочных нейронов вегетативной нервной системы
  6. Окончания аксонов двигательных нейронов

Объяснение: серое вещество спинного мозга содержит тела нейронов (двигательных и вставочных). Тела чувствительных нейронов находятся за пределами спинного мозга.

Ответ: 345.

 

16. Установите последовательность движения лимфы по лимфатической системе человека, начиная с момента ее образования. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. Тканевая жидкость
  2. Лимфатический сосуд с клапанами
  3. Лимфатический узел
  4. Грудной лимфатический проток
  5. Лимфатический капилляр
  6. Левая подключичная вена

Объяснение: тканевая жидкость попадает в вены и лимфатические капилляры, затем в лимфатические сосуды, затем в лимфатические узлы, далее в грудной лимфатический проток и, наконец, в левую подключичную вену.

Ответ: 152346.

 

17. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания общих дегенераций. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Ленточные черви - паразитические организмы, широко распространенные в природе. 2. В процессе эволюции ленточные черви приспособились к смене хозяев на личиночной и взрослой стадиях. 3. В связи с паразитизмом эти черви утратили пищеварительную систему. 4. У них отсутствуют органы зрения, которые имеются у ресничных червей. 5. Нервная система слабо развита, что связано с отсутствием многих раздражителей. 6. На головке бычьего цепня имеется четыре присоски, а у свиного цепня, кроме присосок, сформировались еще и крючья.

Объяснение: общая дегенерация - это утрата органов и/или систем органов с целью достижения биологического прогресса. Упоминается в предложениях 3, 4, 5.

Ответ: 345.

Вся эволюция для ЕГЭ здесь!

18. Выберите три верных ответа.

Создание агроценоза приводит к

  1. Сокращению мест обитания диких животных
  2. Снижению скорости разложения детрита
  3. Преобладанию монокультуры в фитоценозе
  4. Образованию разветвленных цепей питания
  5. Обеднению флоры и фауны на данной территории
  6. Увеличению биологического разнообразия растений

Объяснение: создание агроценозов почти всегда приводит к деградации почвы, так как преобладает монокультура (неустойчивая экосистема), также образование агроценоза сопровождается сокращением мест обитания диких животных и обеднению флоры и фауны на данной территории.

Ответ: 135.

 

19. Установите соответствие между примерами и критериями вида Лягушка озерная.

Примеры 

А. Живут в пресных водоемах

Б. Распространены в Южной и Центральной Европе

В. Откладывают 10-12 тыс. икринок

Г. Продолжительность жизни в естественной среде - 10-11 лет

Д. Питаются насекомыми, их личинками, моллюсками

Е. На территории Московской области чаще встречаются в южных и западных районах

Критерии вида

  1. Физиологический
  2. Экологический
  3. Географический

Объяснение: физиологический критерий описывает внутренние процессы в организме (в том числе процессы репродуктивной системы: продолжительность жизни, откладывание яиц). Экологический критерий описывает взаимодействие организмов друг с другом и с окружающей средой: жизнь в пресных водоемах, питание насекомыми, их личинками, моллюсками. Географический критерий описывает ареал обитания вида: жизнь в Южной и Центральной Европе, Московской области.

Ответ: 231123.

 

20. Рассмотрите таблицу “Адаптации животных к экологическим факторам”. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

 

Экологический фактор

Группа животных

Пример адаптации к фактору

Свет

Дневные

В

Вода

Б

Обтекаемая форма тела

А

Пойкилотермные (холоднокровные)

Анабиоз в холодное время года

 

Список элементов:

  1. Наземные
  2. Температура
  3. Наличие термолокатора у гремучей змеи
  4. Развитое зрение у антилопы
  5. Газовый состав среды
  6. Водные
  7. Пустынные
  8. Почва и рельеф

Объяснение: живые организмы делятся на холоднокровных и теплокровных по отношению к температуре. Водные животные живут в воде. Чтобы ориентироваться в дневное время на свету необходимо развитое зрение.

Ответ: 264.

 

21. Проанализируйте таблицу “Показатели среднего роста подростков в разные годы наблюдений”.

Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

  1. В каждом следующем поколении наблюдается увеличение среднего роста подростков.
  2. Рост подростков прямо пропорционален количеству потребляемой пищи
  3. В 13 лет рост мальчиков в среднем ниже, чем рост девочек, а в 14 лет, наоборот, рост мальчиков опережает рост девочек
  4. В 13 лет у мальчиков завершается первый этап полового созревания и темп их роста ускоряется
  5. Физическое развитие современных подростков значительно лучше, чем у подростков прошлых поколений.

Объяснение: 2, 4, 5 - нет данных. 1, 3 - верно.

Ответ: 13.

 

Экспериментатор провел эксперимент на курах для изучения регуляции дыхания. Для этого он помещал птиц в герметичную камеру, где менял концентрацию углекислого газа в подаваемом воздухе. Результаты эксперимента представлены на графике.

22. Какую нулевую гипотезу смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему необходимо, чтобы все куры в эксперименте были  одной породы. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если измерения проводились в различное время суток?

Ответ: 1. Нулевая гипотеза - уровень (интенсивность) вентиляции легких не зависит от концентрации углекислого газа в воздухе

2. У разных пород кур показатели вентиляции легких могут различаться

ИЛИ

2. Куры разных пород могут по-разному реагировать на изменение концентрации углекислого газа в воздухе

3. Вентиляция легких (интенсивность дыхания, уровень метаболизма) может различаться в зависимости от времени суток

ИЛИ

3. Циркадные (суточные) ритмы влияют на вентиляцию легких (интенсивность дыхания)

4. Зависимость между концентрацией углекислого газа в воздухе и уровнем вентиляции легких не удастся установить в явном виде

Весь решенный банк ФИПИ здесь!

23. Какие два изменения в работе дыхательной системы птиц могут обеспечить эффективную вентиляцию легких и удаление СО2 из их организмов? Назовите и опишите тип дыхания, характерный для птиц. Какое преимущество он дает птицам? Ответ поясните.

Ответ: 1. Увеличение частоты (ускорение) дыхания

2. Увеличение глубины дыхания

3. Для птиц характерно двойное дыхание

4. При двойном дыхании газообмен происходит на вдохе и на выдохе

5. Двойное дыхание обеспечивает высокий уровень метаболизма

  1. Более эффективное насыщение клеток кислородом (более быстрое выведение углекислого газа)
 

24. Какая структура изображена под номером 1? В каком слое кожи она располагается? Какие две функции она выполняет? Как изменится активность данной структуры при активации симпатической нервной системы?

Ответ: 1. Потовая железа

2. Находится в дерме

3. Выделение продуктов обмена (солей)

4. Терморегуляция (охлаждение организма)

5. Активность (секреция) увеличится

 

25. Согласно учению И. Павлова безусловные рефлексы человека отличаются от условных. Приведите три отличия. Укажите, где располагаются центры условных и безусловных рефлексов.

Ответ: 1. Безусловные рефлексы передаются по наследству, условные приобретаются в течение жизни, формируются на базе безусловных

2. Безусловные рефлексы характерны для всех особей вида (условные индивидуальны)

3. Безусловные рефлексы обеспечивают основные процессы жизнедеятельности и приспособления к постоянным условиям среды (условные - к изменяющимся условиям среды, имеют адаптивный характер)

4. Центры безусловных рефлексов расположены в спинном мозге и ядрах головного мозга

5. Центры условных рефлексов расположены в коре больших полушарий головного мозга

 

26. Известно, что гектар 20-летнего сосняка поглощает в год до 9 тонн углекислого газа, гектар 60-летнего - 13 тонн, гектар 80-летнего - 11 тонн. По правилам санитарной рубки можно вырубать только старые деревья, оставляя средневозрастные. Объясните, какова экологическая основа этого правила. Укажите три положения. Почему особенно важно сохранять деревья среднего возраста в промышленных районах и городах? Укажите три причины.

Ответ: 1. Старые деревья с большей вероятностью могут быть подвержены заболеваниям и поражены вредителями

2. Старые деревья в первую очередь падают от ветра и ломают окружающие

3. Вырубка старых деревьев позволяет быстрее расти более молодым деревьям (уменьшение внутривидовой конкуренции)

4. Средневозрастные деревья имеют наибольшую площадь поверхности листьев (наибольшую крону)

5. В промышленных регионах и городах высокий уровень содержания углекислого газа

6. Они потребляют максимальное количество углекислого газа

 

27. Известно, что синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5’ к 3’ концу. В цепи РНК и ДНК могут иметься специальные комплементарные участки, благодаря которым у молекулы может возникать вторичная структура. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь матричная (транскрибируемая)):

5’-ТЦАЦГААГТГЦГААТЦТТЦГГЦ-3’

3’-АГТЦЦТТЦАЦГЦТТАГААГЦЦГ-5’

Определите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте. Установите вторичную структуру центральной петли тРНК. Определите аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если антикодон равноудален от концов палиндрома. Поясните ход решения. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.

Ответ: 1. Нуклеотидная последовательность участка тРНК: 5’-УЦАЦГААГУГЦГААУЦУУЦГГЦ-3’

2. Комплементарные последовательности в тРНК: 5’-ЦГААГ-3’

 и 5’-ЦУУЦГ-3’ (3’-ГЦУУЦ-5’)

3. Вторичная структура тРНК:

5’-УЦАЦГААГУГЦГ

3’-ЦГГЦУУЦУАА

4. Нуклеотидная последовательность антикодона в тРНК: 5’-ЦГА-3’ (ЦГА) (или выделен на тРНК)

5. Антикодон соответствует кодону на иРНК 5’-УЦГ-3’ (УЦГ)

6. Данная тРНК будет переносить аминокислоту сер (серин)

 

28. В первом скрещивании растений гороха с гладкими семенами и усиками (В) на побегах и растений с морщинистыми семенами без усиков на побегах в потомстве получены растения: 50% с гладкими семенами и усиками, 50% с гладкими семенами без усиков.

Во втором скрещивании другого растения гороха с гладкими семенами и усиками на побегах и растений с морщинистыми семенами без усиков на побегах в потомстве получены растения: 40% с гладкими семенами и усиками, 40% с морщинистыми семенами без усиков, 10% с гладкими семенами без усиков, 10% с морщинистыми семенами и усиками. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях и количество растений в каждой группе во втором скрещивании. Объясните появление четырех фенотипических групп в потомстве второго скрещивания.

Схема решения задачи:

  1. Первое скрещивание:

Р: АаВв (семена гладкие, с усиками) х аавв (семена морщинистые, без усиков

G: АВ, Ав х ав

F1: АаВв - семена гладкие, с усиками

Аавв - семена гладкие, без усиков

  1. Второе скрещивание

Р: АаВв (семена гладкие, с усиками х аавв (семена морщинистые, без усиков)

G: АВ, ав, Ав, аВ х ав

F1: АаВв - 40% семена гладкие, с усиками

аавв - 40% семена морщинистые, без усиков

Аавв - 10% семена гладкие, без усиков

ааВв - 10% семена морщинистые, с усиками

  1. Присутствие во втором скрещивании в потомстве двух групп (по 40%) особей объясняется сцепленным наследованием: аллель А сцеплен с аллелем В; аллель а - с аллелем в. Две другие фенотипические группы (по 1-%) образуются в результате кроссинговера.

Вся генетика для ЕГЭ здесь!

Записаться на пробное занятие
Оставьте заявку прямо сейчас
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Комментарий:*
Отправляя форму, Вы принимаете пользовательское соглашение
Спасибо! Форма отправлена
Контакты
Телефон горячей линии:
+7(915)162-59-34
Адрес офиса:
Мы в соц сетях:
Заявка на бесплатную консультацию
Наш менеджер перезвонит в ближайшее время
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Скрытое поле:
Отправляя форму, Вы принимаете пользоательское соглашение
Спасибо! Форма отправлена