Задание 25.
Напишите сочиненте по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свое мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объем сочинения - не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляеь собой пересказанные или полностью переписанный исходный текст,без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аакуратно, разборчивым почерком.
Текст 20
"Высоко в горы вполз Уж и лег там в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море. Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо, и бились волны внизу о камень... А по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремился навстречу морю, гремя камнями... Весь в белой пене, седой и сильный, он резал гору и падал в море, сердито воя. Вдруг в то ущелье, где Уж свернулся, пал с неба Сокол с разбитой грудью, в крови на перьях... С коротким криком он пал на землю и бился грудью в бессильном гневе о твердый камень... Уж испугался, отполз проворно, но скоро понял, что жизни птицы две-три минуты... Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он ей прямо в очи: -- Что, умираешь? -- Да, умираю! -- ответил Сокол, вздохнув глубоко. -- Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо... Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга! -- Ну что же -- небо? -- пустое место... Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно... тепло и сыро! Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти бредни. И так подумал: "Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет..." Но Сокол смелый вдруг встрепенулся, привстал немного и по ущелью повел очами... Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью. И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы: -- О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам груди и... захлебнулся б моей он кровью!.. О, счастье битвы!.. А Уж подумал: "Должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет!.." И предожил он свободной птице: "А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся. Быть может, крылья тебя поднимут и поживешь ты еще немного в твоей стихии". И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошел к обрыву, скользя когтями по слизи камня. И подошел он, расправил крылья, вздохнул всей грудью, сверкнул очами и -- вниз скатился. И сам, как камень, скользя по скалам, он быстро падал, ломая крылья, теряя перья... Волна потока его схватила и, кровь омывши, одела в пену, умчала в море. А волны моря с печальным ревом о камень бились... И трупа птицы не видно было в морском пространстве...
(М. Горький)
Максим Горький (1868-1936) - писатель-прозаик, драматург.
ШАГ 1. Прочитайте внимательно текст.
В процессе чтения подчёркивайте слова и выражения, которые непонятны и нуждаются в пояснении. Если значение слова или выражения вам непонятно, не используйте его при написании собственного текста, не выяснив предварительно, какое значение имеет слово в конкретном контексте. При написании собственного сочинения используйте только на те слова и выражения, значение которых вы хорошо понимаете.
Слова и выражения, требующие дополнительного пояснения:
Все прахом будет - все умрем.
ШАГ 2. Сформулируйте в двух-трёх предложениях одну из проблем, поставленных автором текста.
Для этого подберите, выделите в тексте или сформу- лируйте самостоятельно фразы, способствующие пониманию авторской мысли.
Примеры фраз из текста:
- Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо... Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга!
- Ну что же -- небо? -- пустое место... Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно... тепло и сыро!
- И так подумал: "Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет..."
- О, счастье битвы!
Примеры собственных формулировок:
- Автор текста заставляет читателя задуматься над тем, в чем заключается счастье. В предложенном тексте раскрывается два восприятия и понимания жизни.
- В чем же счастье? Об этом предлагает задуматься читателю автор текста.
- Каждый из нас озабочен поисками счастья, своего предназначения, смысла жизни. Именно эту проблему поднимает в своем тексте М. Горький.
- Что же такое счастье? Кто более счастлив: Уж или Сокол? Именно эту проблему ставит автор текста перед своими читателями.
- Автор размышляет о том, что ...
- Предложенный нам текст писателя полемичен, поскольку автор показывает два образа жизни.
ШАГ 3. Прокомментируйте сформулированную проблему, включив в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Следите за фактической точностью в комментариях, не пересказывайте текст. Примеры-иллюстрации должны подтверждать идею автора, а не опровергать ее.
Возможные варианты начала комментариев:
- Автор текста доказывает, что ...
- Видно, что рассуждения автора основаны в первую очередь на ...
- Для понимания проблемы исходного текста важно уделить особое внимание ...
- В качестве примера хочу обратить внимание на ...
ШАГ 4. Сформулируйте в одном-двух предложениях позицию автора (рассказчика).
Следите за чёткостью своей формулировки. Избегайте повторов одной и той же мысли.
Возможные варианты начала формулирования позиции автора:
- Автор убеждает, что ...
- Авторская позиция ясна: ...
- Безусловно, автор текста стремится ...
ШАГ 5. Выразите своё согласие или несогласие с точкой зрения автора прочитанного текста.
Аргументируйте свою позицию, приведя 2 аргумента. Первый аргумент должен быть основан на вашем читательском опыте, который состоит как из произведений, прочитанных на уроках литературы, так и по собственному усмотрению.
Примеры произведений, в которых поднимается проблема поиска смысла жизни:
"Житие протопопа Аввакума, им самим написанное" (XVII в.).
А. С. Пушкин "Свободы сеятель пустынный..." (1823), "Пророк" (1826), "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." (1836), "Брожу ли я вдоль улиц шумных..." (1829), "Поэту" (1830), "Капитанская дочка" (1832-1836), "Евгений Онегин" (1823-1831).
М. Ю. Лермонтов "И скучно и грустно" (1840), "Пророк" (1841), "Мцыри" (1839), "Герой нашего времени" (1838-1840).
А. И. Гончаров "Обыкновенная история" (1847), "Обломов".
И. С. Тургенев "Отцы и дети" (1862).
Н. С. Лесков "Очарованный странник" (1872-1873).
М. Е. Салтыков-Щедрин "Господа Головлевы" (1875).
Ф. М. Достоевский "Преступление и наказание" (1866).
А. П. Чехов "Вишневый сад" (1903), "Три сестры" (1901).
М. А. Булгаков "Собачье сердце" (1925), "Мастер и Маргарита" (1966).
Б. Л. Пастернак "Доктор Живаго" (1955).
А. П. Платонов "В прекрасном и яростном мире (Машинист Мальцев)" (1937), "Рассказ о мертвом старике" (1942), "Никита" (1945), "Цветок на земле" (1949).
Данте "Божественная комедия" (1307-1321).
А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" (1943).
Аргумент, основанный на вашем читательском опыте, должен состоять из четырёх-пяти предложений и обосновывать целесообразность использования того или иного художественного текста.
Возможные варианты начала аргументации, основанной на читательском опыте:
- Я согласен/не согласен (согласна/не согласна) ...
- Проблема затронутая в ...
- Вопрос о ... актуален для русской литературы. Например, ...
- Размышляя о ..., я хочу обратиться к ...
- Недавно я перечитал (перечитала) произведение, в котором ...
Второй аргумент должен быть основан на знаниях и жизненных наблюдениях.
Аргумент, основанный на ваших знаниях и жизненных наблюдениях, должен состоять из трёх-четырёх предложений и обосновывать причины вашего обращения к тем или иным позициям, к жизненным обстоятельствам. Здесь вы можете привести пример вашего отношения к тем или иным событиям настоящего, очевидцем которых вы стали или о которых слышали из средств массовой информации или Интернета.
Возможные варианты начала аргументации, основанной на знаниях и жизненных наблюдениях:
— Прочитав текст, я понял (поняла) ...
— Я считаю ...
— Я полагаю, что …
— Например, для меня ...
— Я готов (готова) объяснить, почему …
ШАГ 6. Написание заключительного предложения сочинения.
Данная часть необходима для того, чтобы придать собственному тексту логическую завершённость, композиционную целостность. Важно, чтобы в последнем предложении были подведены основные итоги ваших размышлений.
Возможные варианты начала заключения:
— Автор заставляет читателя понять, что …
— После прочтения данного текста …
— Подводя итог своему размышлению, хочу …
— Итак, …
— Таким образом, в заключение …
- Подводя итоги ...
ШАГ 7. Прочитайте внимательно пример сочинения по исходному тексту.
Обратите внимание на структуру текста, которая составлена в соответствии с пошаговой инструкцией. Прочитайте аргументацию и комментарии. Обратите внимание на построение фраз.
Пример сочинения по данному тексту с учетом вышеизложенных рекомендаций:
Автор текста заставляет читателя задуматься над тем, в чем заключается счастье. Кто более счастлив: Уж или Сокол? Именно эту проблему ставит Максим Горький перед своими читателями. Предложенный нам текст писателя полемичен, поскольку автор показывает два образа жизни. Симпатии М. Горького очевидны: смысл жизни, счастье в постоянном покое, в борьбе. Свое понимание жизни автор вкладывает в слова Сокола: "Я знаю счастье!.. Я храбро бился!...Я видел небо!.. Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга!" Сокол бромается вниз с обрыва, пытаясь взлететь, но разбивается о камни. Жизнь птицы искрометная, яркая, но очень короткая. Горьковское произведение романтическое, но автор убежден в том, что надо ценить такую жизнь, как у Сокола.
А как бы я решил (решила) поставленную автором проблему? Чье восприятие жизни мне ближе? К сожалению, я не могу сразу однозначно ответить на этот вопрос. В одной стороны, яркая, незабываемая жизнь - удел сильных, часто романтических личностей. Например, известный герой романтической поэмы М. Ю. Лермонтова, Мцыри, умирает, но счастлив, так как прожил три дня на свободе, прожил их полной жизнью: любил, преодолевал опасности, боролся. С другой стороны - мои родители. Ничем не примечательные люди, больше всего ценят семейный уют, благополучие детей, тишину и покой. Но при этом я вижу, что они счастливы, воспитывая двоих детей и принося пользу на работе (мои родители - врачи).
Уверен (уверена), что каждый человек должен сам для себя определить, что же значит для него счастье, как прожить счастливую жизнь.
ШАГ 8. Напишите свой вариант сочинения по данному тексту, используя рекомендации и образец. Следите за своими формулировками. Избегайте повторов фраз и мысли. Не торопитесь. Следите за правильным написанием слов и грамотной расстановкой знаков препинания. Если сомневаетесь в написании того или иного слова, подбирайте синонимы, меняйте формулировку. Если сомневаетесь в постановке знака препинания, переформулируйте фразу.
Русский язык : 20 вариантов сочинений по прочитан- ному тексту для подготовки к единому государственному экзамену / Н.А. Миронова. — Москва : Издательство АСТ, 2017.