Задание 25.
Напишите сочиненте по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свое мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объем сочинения - не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляеь собой пересказанные или полностью переписанный исходный текст,без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аакуратно, разборчивым почерком.
Текст 15
Больница - хорошее место для размышлений. Здесь можно оглядеть все свое прошлое и оценить его. Можно думать о настоящем и будущем.
Я прожил жизнь не самую счастливую, но и не самую несчастную - многие жили хуже меня. Может быть, при других обстоятельствах я мог бы стать... А кем я мог бы стать? И при каких обстоятельствах? Да, конечно, если бы я не пошел на фронт, и вовремя кончил институт, и активничал на собраниях, и вступил в партию, и ни за кого не заступался, и был равнодушен к собственному делу, и кидался со всех ног выполнять распоряжение любого вышестоящего идиота, и лез наверх, распихивая локтями других... Но тогда я был бы не я. Так стоят ли любые блага того, чтобы ради них уничтожить в себе себя? Я всегда знал, что не стоят. Только один раз в жизни заколебался, но устоял и не жалею об этом.
Но иногда мне приходит на ум, что я что-то напутал в жизни, что не сделал чего-то самого главного, а чего именно - никак не могу вспомнить. И тогда мне становится страшно. Мне всего сорок два года. Это ведь совсем немного. Я еще мог бы долго жить и сделать то самое главное, чего я никак не могу вспомнить.
(В. Н. Войнович)
Владимир Николвевич Войнович (род. 1932) - писатель, поэт и драматург.
Пошаговая инструкция
ШАГ 1. Прочитайте внимательно текст.
В процессе чтения подчёркивайте слова и выражения, которые непонятны и нуждаются в пояснении. Если значение слова или выражения вам непонятно, не используйте его при написании собственного текста, не выяснив предварительно, какое значение имеет слово в конкретном контексте.
Слова и выражения, требующие дополнительного пояснения:
Активничал - проявлял активность.
Вступил в партию (здесь) - вступил в Коммунистическую партию Советского Союза. Те, кто был коммунистом в СССР, пользовались большими привилегиями.
Лез наверх - строил карьеру, поднимаясь по служебной лестнице.
ШАГ 2. Сформулируйте в двух-трёх предложениях одну из проблем, поставленных автором текста.
Для этого подберите, выделите в тексте или сформу- лируйте самостоятельно фразы, способствующие пониманию авторской мысли.
Примеры фраз и текста:
- Больница - хорошее место для размышлений. Здесь можно оглядеть все свое прошлое и оценить его. Можно думать о настоящем и будущем.
- А кем я мог бы стать? И при каких обстоятельствах?
- Так стоят ли любые блага того, чтобы ради них уничтожить в себе себя?
Примеры собственных формулировок:
- Автор текста ставит перед читателем следующий вопрос: стоят ли все блага того, чтобы ради них изменять своим жизненным принципам, своим нравственным идеалам.
- Лучшая жизнь... На какие сделки с совестью человек должен пойти, чтобы добиться большего? Стоит ли результат затраченных усилий?
- На протяжении жизни человек размышляет о прошлом, настоящем и будущем. Автор ставит перед читателем дилемму: если бы вы жили, руководствуясь иными жизненными принципами, была бы ваша жизнь счастливей?
- Герой произведения В. Войновича размышляет о том, смог бы он пойти на сделку со своей совестью и жить по-другому. Именно эту проблему автор ставит перед читателями.
- Предложенный нам текст писателя полемичен и интересен прежде всего тем, что в нем поставлен вопрос: ...
ШАГ 3. Прокомментируйте сформулированную проблему, включив в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Следите за фактической точностью в комментариях, не пересказывайте текст.
Возможные варианты начала комментариев:
- Автор текста убеждает, что ...
- В качестве доказательства автор обращает внимание на ...
- Для понимания проблемы исходного текста важно уделить особое внимание...
- Герой В. Войновича не мог в своей жизни ...
- В процессе жизни происходят разные ситуации ...
ШАГ 4. Сформулируйте в одном-двух предложениях позицию автора (рассказчика).
Следите за чёткостью своей формулировки. Избегайте повторов одной и той же мысли.
Возможные варианты начала формулирования позиции автора:
- Автор доказывает, что ...
- Авторская позиция ясна: ...
- Автор доказательно объясняет, что ...
- Безусловно, автор текста стремится ...
- Позиция автора заключена в строках: ...
- Позиция автора основана ...
ШАГ 5. Выразите своё согласие или несогласие с точкой зрения автора про- читанного текста.
Аргументируйте свою позицию, приведя 2 аргумента. Первый аргумент должен быть основан на вашем читательском опыте. Вы можете при аргументации опираться на такие художественные тексты, литературные герои которых ставят перед собой те же нравственные вопросы, что и герой В. Войновича в предложенном тексте (например, Чацкий в пьесе А. С. Грибоедова "Горе от ума").
Примеры произведений, в которых поднимается проблема жизненной позиции человека:
Д. И. Фонвизин "Недоросль" (1782).
А. С. Грибоедов "Горе от ума" (1825).
А. С. Пушкин "Маленькие трагедии" (1830), "Евгений Онегин" (1823-1831), "Капитанская дочка" (1832-1836), "Полтава" (1828).
М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени" (1838-1839).
Н. В. Гоголь "Мертвые души" (1842).
А. И. Гончаров "Обломов" (1858), "Обрыв" (1869).
И. С. Тургенев "Отцы и дети" (1862).
Ф. М. Достоевский "Бедные люди" (1844-1845), "Преступление и наказание" (1866).
Л. Н. Толстой "Кавказский пленник" (1872), "Война и мир" (1863-1869).
А. П. Чехов "Ионыч" (1898), "Вишневый сад" (1903).
В. М. Шукшин "Чудик" (1967), "Срезал" (1970), "Мастер" (1971).
М. де Сервантес "Дон Кихот" (1605).
У. Шекспир "Гамлет" (1601).
И. Гёте "Фауст" (1808).
Э. М. Ремарк "На Западном фронте без перемен" (1929).
Аргумент, основанный на вашем читательском опыте, должен состоять из четырёх-пяти предложений и обосновывать целесообразность использования того или иного художественного текста.
Возможные варианты начала аргументации, основанной на читательском опыте:
- Я согласен/не согласен (согласна/не согласна) ...
— Проблема, затронутая в ...
- Вопрос о ... актуален для русской литературы. Например, ...
— Размышляя о ..., я хочу обратиться к …
- Герой прочитанного мной произведения ...
- О проблеме выбора жизненного пути ...
- В русской литературе есть ...
Второй аргумент должен быть основан на знаниях и жизненных наблюдениях.
Аргумент, основанный на ваших знаниях и жизненных наблюдениях, должен состоять из трёх-четырёх предложений и обосновывать причины вашего обращения к тем или иным позициям, к жизненным обстоятельствам. Здесь вы можете рассказать о своих жизненных принципах или о нравственных позициях ваших близких, друзей, выразив при этом свое согласие/несогласие с ней.
Возможные варианты начала аргументации, основанной на знаниях и жизненных наблюдениях:
— Прочитав отрывок из текста, я вспомнил (вспомнила) ...
— Я считаю ...
— Я полагаю, что …
— В качестве примера ....
— Я готов (готова) объяснить, почему …
- Мое жизненное кредо основано ...
- В основе моей жизненной позиции ...
- В своей жизни ...
ШАГ 6. Написание заключительного предложения сочинения.
Данная часть необходима для того, чтобы придать собственному тексту логическую завершённость, композиционную целостность. Важно, чтобы в последнем предложении были подведены основные итоги ваших размышлений.
Возможные варианты начала заключения:
— Автор заставляет читателя понять, что …
— После прочтения этого текста …
— Подводя итог своему размышлению, хочу …
— Итак, …
— Таким образом, в заключение …
- И наконец, ...
- Еще раз хочу обозначить ...
ШАГ 7. Прочитайте внимательно пример сочинения по исходному тексту.
Обратите внимание на структуру текста, которая составлена в соответствии с пошаговой инструкцией. Прочитайте аргументацию и комментарии. Обратите внимание на построение фраз.
Пример сочинения по данному тексту с учетом вышеизложенных рекомендаций:
Автор текста ставит перед читателем следующий вопрос: стоят ли все блага того, чтобы ради них изменять своим жизненным принципам, своим нравственным идеалам. Лучшая жизнь... На какие сделки с вовестью человек должне пойти, чтобы добиться большего? Стоит ли результат затраченных усилий? Герой В. Войновича не мог в своей жизни жить не по совести: не пойти на фронт, получив бронь, быть равнодушным к своему делу, подниматься вверх по служебной лестнице, не обращая ни на кого внимание, руководствуясь только личной выгодой. Авторская позиция ясна: никакие блага мира не способны заставить его литературного героя изменить себе, своим жизненным принципам, жить не по совести.
Проблема, затронутая Владимиром Войновичем, не раз поднималась в русской литературе. Достаточно вспомнить героя романа Ф. М. Достоевского Родиона Раскольникова, который, руководствуясь антигуманной теорией, разрешил себе убийство человека, но жить с этим не смог. Муки совести, нравственные сомнения не позволили Раскольникову воспользовался своей принадлежностью к тем людям, которые, по созданной им теории, "право имеют".
Мы видим, что внутренний нравственный закон оказывается важнее, чем внешние условия жизни.
В своей жизни я также руководствуюсь нравственными принципами: уступлю место старушке в автобусе (даже если очень устал (устала)), подержу дверь в подъезде при выходе молодой мамы с коляской (даже тогда, когда крайне спешу), выслушаю старого соседа (несмотря на то, что эту историю он рассказывал мне уже несколько раз).
В заключение хочу добавить, что жить надо так, чтобы не уничтожить в себе человека.
ШАГ 8. Напишите свой вариант сочинения по данному тексту, используя рекомендации и образец. Следите за своими формулировками. Избегайте повторов фраз и мысли. Не торопитесь. Следите за правильным написанием слов и грамотной расстановкой знаков препинания. Если сомневаетесь в написании того или иного слова, подбирайте синонимы, меняйте формулировку. Если сомневаетесь в постановке знака препинания, переформулируйте фразу.
Русский язык : 20 вариантов сочинений по прочитан- ному тексту для подготовки к единому государственному экзамену / Н.А. Миронова. — Москва : Издательство АСТ, 2017.