Контакты
Телефон горячей линии:
+7 (000) 000 00 00
Адрес офиса:
г. Москва, Ленинский проспект, дом
Адрес электронной почты:
login@domain.ru
График работы :
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Суббота с 10:00 до 17:00
Воскресенье - выходной
Мы в сетях
Способы оплаты
mir_1
tinkoff
sber
Записаться
Наш менеджер перезвонит в ближайшее время
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Скрытое поле:
Отправляя форму, Вы принимаете пользоательское соглашение
Спасибо! Форма отправлена

ДЕМОверсия 2023 (ФИПИ)

Разбор демоверсии ЕГЭ-2023 по биологии (ФИПИ) от 24.08.2022

1. Рассмотрите таблицу "Биология - комплексная наука" и заполните ячейку, вписав соответствующий термин.

Раздел биологии Предмет изучения
Анатомия Строение внутренних органов
? Ископаемые переходные формы организмов

Ответ: палеонтология или филогенетика

Объяснение: изучением ископаемых форм организмов при помощи раскопок (находки слепков, отпечатков) занимается наука палеонтология, но также при помощи ископаемых останков можно составить филогенетические ряды организмов (в ЕГЭ встречаются филогенетические ряды лошади, слона), поэтому ответом будет и филогенетика.

ИЛИ

Рассмотрите таблицу "Методы биологических исследований" и заполните ячейку, вписав соответствующий термин.

Метод Применение метода
Статистический Изучение скорости распространения признака в популяции
? Определение числа хромосом в кариотипе

Ответ: цитогенетический или цитологический

Объяснение: определить количество хромосом в кариотипе можно только при помощи цитогенетики. Вообще, если нам что-то нужно найти в клетке и в ядре, тогда пишем цитологический метод.

ИЛИ

Рассмотрите таблицу "Уровни организации живой природы" и заполните ячейку, вписав соответствующий термин.

Уровень Пример
Видовой Слон африканский
? Симбиоз рака-отшельника и актинии

Ответ: биоценотический или экосистемный

Объяснение: в примере речь идет о нескольких организмов разных видов, поэтому уровень будет выше организменного и популяционно-видового.

ИЛИ

Рассмотрите таблицу "Признаки живых систем" и заполните ячейку, вписав соответствующий термин.

Признак Пример
Саморегуляция Изменение частоты дыхательных движений в зависимости от концентрации в крови углекислого газа
? Передача аллелей от родителей потомкам

Ответ: наследственность

Объяснение: признак живого, при помощи которого организмы передают потомкам свой генетический материал, называется наследственность.

 

2. Экспериментатор поместил зерновки пшеницы в сушильный шкаф. Как при этом изменились концентрация солей и количество воды в клетках семян?

Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:

1. увеличилась

2. уменьшилась

3. не изменилась

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Концентрация солей Количество воды
   

Ответ: 12

 

3. В некоторой молекуле ДНК эукариотического организма на долю нуклеотидов с цитозином приходится 31%. Определите долю нуклеотидов с тимином, входящих в состав этой молекулы. В ответе запишите только соответствующее число.

Ответ: 19

ИЛИ

В соматической клетке тела рыбы 56 хромосом. Сколько хромосом имеет сперматозоид рыбы? В ответе запишите только число хромосом.

Ответ: 28

ИЛИ

Общая масса молекул ДНК в одном ядре неделящейся соматической клетки человека составляет 6 пг (1 пикограмм (ПГ) = 10 (-12) г). Какова будет масса ДНК в клетке костного мозга в начале профазы митоза? В ответе запишите количество пикограмм ДНК.

Ответ: 12

ИЛИ

Первичная годовая продукция экосистемы составляет 350 000 кДж. Укажите величину энергии, поступающей на третий трофический уровень (в килоджоулях).

Ответ: 3500

ИЛИ

Какова продолжительность систолы предсердий, если известно, что продолжительность всего сердечного цикла составляет 0,8 с, общей диастолы - 0,41 с, систолы желудочков - 0,27 с? Ответ дайте в секундах.

Ответ: 0,12

 

4. Определите соотношение фенотипов в потомстве от моногибридного скрещивания двух гетерозиготных организмов в случае полного доминирования. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

Ответ: 31

ИЛИ

По изображенной на рисунке родословной определите вероятность (в процентах) рождения в браке, отмеченном цифрой 1, ребенка с явно проявившимся признаком при полном его доминировании. В ответе запишите только соответствующее число.

get_file

Ответ: 75

 

Рассмотрите схему и выполните задания 5 и 6.

Без имени

5. Каким номером на схеме обозначена зона, в которой клетки делятся мейозом?

Ответ: 8

6. Установите соответствие между характеристиками и типами клеток в сперматогенезе. обозначенными цифрами на схеме выше.

Характеристики

А. В клетке содержатся непарные двухноматидные хромосомы

Б. Клетку называют сперматоцитом II порядка

В. Образование четырех генетически различных клеток

Г. Вступающая в мейоз клетка

Д. Клетки содержат однохроматидные хромосомы

Е. Хромосомный набор клеток 1n2c

Типы клеток в сперматогенезе

1. 1

2. 2

3. 3

Ответ: 223132

 

7. Выберите три верных ответа из шести. 

Какие из приведенных признаков относятся к изображенной на рисунке клетке?

UvlcZ8qEH3I

1. Наличие хлоропластов

2. Наличие гликокаликса

3. Способность к автотрофному питанию

4. Способность к фагоцитозу

5. Способность к биосинтезу белка

6. Поддержание формы только с помощью цитоскелета

Ответ: 135

ИЛИ

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

мтх

1. Наружная мембрана

2. Мембрана тилакоида

3. Зерна крахмала

4. Строма

5. Матрикс

6. Кристы

Ответ: 156

ИЛИ

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из перечисленных ниже признаков можно использовать для описания типичной клетки бактерий?

1. Отсутствует ядерная оболочка

2. Клетка содержит митохондрии

3. Клеточная стенка состоит из муреина

4. Генетический материал представлен замкнутой молекулой ДНК

5. Клетка способна к фагоцитозу

6. Мембрана клетки содержит гликокаликс

Ответ: 134

 

8. Установите последовательность событий, происходящих при получении гетерозисных организмов. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1. Получение гомозиготных линий

2. Многократное самоопыление родительских растений

3. Подбор исходных растений с определенными признаками

4. Получение высокопродуктивных гибридов

5. Скрещивание организмов двух разных чистых линий

Ответ: 32154

 

9. Рассмотрите рисунок и выполните задания 9 и 10.

жц печсос

9. Каким номером на рисунке обозначена стадия жизненного цикла паразита, которая попадает в окончательного хозяина?

Ответ: 6 или 7

10. Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла паразита, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3.

Характеристики

А. Проникает в промежуточного хозяина

Б. Представляет собой личиночную стадию

В. Является непосредственным результатом оплодотворения

Г. Развивается в печени основного хозяина

Д. Активно плавает в воде

Е. Имеет гермафродитную половую систему

Стадии жизненного цикла паразита

1. 1

2. 2

3. 3

Ответ: 332131

 

11. Выберите три верных ответа из шести.

Если в процессе эволюции у растений сформировался цветок, изображенный на рисунке, то для этого растения характерны:

цветок

1. Одна семядоля в зародыше семени

2. Споры в стробилах на концах побегов

3. Внешнее оплодотворение

4. Мочковатая корневая система

5. Сетчатое жилкование листьев

6. Отсутствие камбия в стебле

Ответ: 146

ИЛИ

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение корня.

корень

1. Придаточный корень

2. Зона, образованная постоянно делящимися клетками верхушечной образовательной ткани

3. Зона растущих клеток с начальной дифференциацией

4. Зона проведения

5. Боковой корень

6. Структура, обеспечивающая всасывание воды

Ответ: 234

ИЛИ

Выберите три верных ответа из шести.

Какие утверждения о реакции растения на водный режим внешних и внутренних факторов являются верными?

1. С повышением температуры транспирация увеличивается

2. При потере тургора устьица открываются

3. Под влиянием света устьица закрываются

4. С уменьшением влажности почвы транспирация уменьшается

5. Чем меньше относительная влажность воздуха, тем выше интенсивность транспирации

6. Чем концентрированнее клеточный сок, тем сильнее транспирация

Ответ: 145

 

12. Установите последовательность систематических групп растений, начиная с самого высокого ранга. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. Мятлик луговой

2. Мятлик

3. Покрытосеменные

4. Однодольные

5. Растения

6. Злаковые

Ответ: 534621

 

Рассмотрите рисунок и выполните задания 13 и 14.

  альвеолы

13. Какой цифрой на рисунке обозначена альвеола?

Ответ: 6

 

14. Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3.

Характеристики

А. Проводит воздух из носоглотки в трахею

Б. Обеспечивает газообмен между кровью и воздухом

В. Способствует очищению, согреванию (охлаждению) и увлажнению вдыхаемого воздуха

Г. Содержит хрящ, предотвращающий попадание пищи в дыхательные пути во время глотания

Д. Состоит из нескольких долей

Е. Расположен в плевральной полости

СТРУКТУРЫ

1. 1

2. 2

3. 3

Ответ: 231233.

 

15. Выберите три верных ответа из шести.

Какие признаки характерны для ткани, представленной на рисунке?

15

1. Участвует в образовании стенок кровеносных сосудов

2. Обеспечивает перемещение тела в пространстве

3. Состоит из веретеновидных клеток

4. Образована одноядерными клетками

5. Обладает возбудимостью и сократимостью

6. Управляется соматическим отделом нервной системы

Ответ: 256

 

ИЛИ

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображен скелет человека.

152

1. Локтевая кость

2. Лучевая кость

3. Плечевая кость

4. Крестец

5. Бедренная кость

6. Стопа

Ответ: 356

 

ИЛИ

Выберите три верных ответа из шести.

Что характерно для вен, в отличие от артерий?

1. Тонкий мышечный слой

2. Полулунные клапаны

3. Высокое кровяное давление

4. Быстрый ток крови

5. Створчатые клапаны

6. Транспорт крови к сердцу

Ответ: 126

 

16. Установите последовательность прохождения мочевины по анатомическим структурам выделительной системы человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. Собирательная трубочка нефрона

2. Мочеточник

3. Мочеиспускательный канал

4. Почечная лоханка

5. Мочевой пузырь

Ответ: 14253

 

17. Выберите три предложения, в которых даны описания признаков, которые можно использовать при применении морфологических признаков вида Сосна обыкновенная. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Сосна обыкновенная - светолюбивое растение. 2. Проросток сосны имеет пять-девять фотосинтезирующих семядолей. 3. Сосна способна развиваться на любой почве. 4. Зеленые листья сосны игловидные и расположены по два на укороченных побегах. 5. Удлиненные побеги расположены мутовками, которые образуются один раз в год. 6. Пыльца с мужских шишек переносится ветром и попадает на женские шишки, где происходит оплодотворение.

Ответ: 245

 

18. Выберите три верных ответа из шести.

Устойчивость экосистемы влажного экваториального леса определяется

1. Большим видовым разнообразием

2. Отсутствием редуцентов

3. Высокой численностью хищников

4. Сложными пищевыми сетями

5. Колебанием численности популяций

6. Сбалансированным круговоротом веществ

Ответ: 146

 

19. Установите соответствие между примерами и группами экологических факторов.

ПРИМЕРЫ

А. Влияние атмосферного давления на жизнедеятельность горного барана

Б. Воздействие на популяцию изменения рельефа местности, вызванного землетрясением

В. Снижение численности популяции зайцев в результате эпидемии

Г. Отношения между волками в стае

Д. Конкуренция за свет и воду между соснами в лесу

ГРУППЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

1. Абиотический

2. Биотический

Ответ: 11222

 

20. Установите хронологическую последовательность перечисленных событий, происходивших на Земле. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. Выход животных на сушу

2. Возникновение фотосинтеза у прокариот

3. Формирование озонового экрана

4. Абиогенный синтез органических веществ

5. Появление клеточных форм жизни

Ответ: 45231

 

21. Рассмотрите рисунки с изображением бабочек березовых пядениц. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

 Zzx2BJQkCAw

Тип приспособления Форма естественного отбора Материал для естественного отбора
А Б В

Список элементов:

1. Мутация

2. Предупреждающая окраска

3. Конвергенция

4. Движущая

5. Адаптивная модификация

6. Маскировка

7. Половой отбор

8. Стабилизирующая

Ответ: 641

 

ИЛИ

Проанализируйте таблицу "Виды естественного отбора". Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

Вид отбора Характеристика Пример
А Давлению подвергаются особи со средним значением признака Образование двух рас погремка с разными сроками цветения на сенокосных лугах
Движущий Б Постепенное увеличение длины шеи у жирафов в ряду поколений
Стабилизирующий Давлению подвергаются особи с проявлением признака, отклоняющимся от среднего значения В

Список элементов:

1. Появление белой крысы в популяции серых крыс

2. Формирование различных форм клюва у галапагосских вьюрков

3. Формирование определенной толщины панциря у черепах

4. Разрывающий

5. Элиминирующий

6. Давлению подвергаются особи с одним из крайних проявлений признака

7. Давлению подвергаются самые крупные особи

8. Под наибольшим давлением оказываются особи с самым выраженным и средним проявлением признака

Ответ: 641

 

22. Проанализируйте таблицу "Выживание птенцов скворца в зависимости от количества яиц в кладке".

22

Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1. Оптимальное количество яиц в кладке - 5, что обеспечивает максимальное воспроизведение особей в данной популяции скворцов

2. Гибель птенцов скворца объясняется случайными факторами

3. Чем меньше в кладке яиц, тем ниже смертность птенцов скворца

4. Чем меньше птенцов в гнезде, тем чаще родители кормят каждого из птенцов

5. Количество яиц в кладке зависит от погодных условий и наличия корма

Ответ: 13

 

ИЛИ

Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий.

31FQ_0vu2yo

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

Скорость размножения бактерий

1. Всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды

2. Зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии

3. Зависит от генетической программы организма

4. Повышается при изменении температуры с 20 до 35С

5. Изменяется в зависимости от температуры

Ответ: 45

 

ИЛИ 

Проанализируйте диаграмму "Содержание Т-лимфоцитов-киллеров в тимусе здоровых и больных раком мышей при употреблении вещества Х". В эксперименте использовали мышей, имеющих онкологическое заболевание, в качестве контроля были взяты здоровые мыши. В каждой группе половину мышей поили чистой водой, а другую - водой с добавлением вещества Х. Через 14 дней брали на анализ тимус (вилочковую железу).

222

Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

1. Вещество Х способствует увеличению содержания Т-лимфоцитов киллеров в тимусе

2. Наличие опухоли приводит к незначительному снижению содержания Т-лимфоцитов-киллеров в тимусе

3. Вещество Х ослабляет организм 

4. Тимус увеличивается из-за употребления вещества Х

5. Вода стимулирует иммунный ответ организма

Ответ: 12

 

Прочитайте описание эксперимента и выполните задания 23 и 24.

23. Ученый изучал влияние различных экологических факторов на процесс фотосинтеза. Свой эксперимент исследователь проводил в специальной теплице, где были высажены 300 растений томата сорта Шапка Мономаха. В герметичную теплицу с определенной периодичностью закачивался углекислый газ разной концентрации. С помощью датчиков ученый фиксировал показатели скорости фотосинтеза, которые приведены на графике ниже.

23

23. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая - независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль. (Отрицательный контроль - это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию) С какой целью необходимо такой контроль ставить?

Элементы ответа: 1. Зависимая переменная (изменяющаяся в эксперименте) - относительная скорость фотосинтеза; независимая переменная (задаваемая экспериментатором) - концентрация углекислого газа в теплице

2. Растения томата необходимо посадить в теплицу, концентрация углекислого газа в которой искусственно поддерживается постоянной в течение всего эксперимента

3. Остальные параметры (освещение, влажность и др.) необходимо оставить без изменений

4. Такой контроль позволяет проверить, насколько изменения в скорости фотосинтеза обусловлены факторами, не связанными с повышением концентрации углекислого газа

 

ИЛИ

Какую нулевую гипотезу (принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами) смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему теплица в эксперименте должна быть строго герметичной. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что в теплице было естественное освещение?

Элементы ответа:  1) нулевая гипотеза – скорость фотосинтеза не зависит от концентрации углекислого газа в атмосфере;

2) герметичная теплица позволяет обеспечивать постоянный газовый состав воздуха (постоянную начальную концентрацию углекислого газа);

3) естественное освещение зависит от погодных условий и может изменяться;

4) фотосинтез – многостадийный биологический процесс, скорость которого зависит от множества факторов; 5) при изменении освещения скорость фотосинтеза может меняться, что не позволяет в явном виде установить зависимость от концентрации углекислого газа.

 

24. Почему при увеличении концентрации углекислого газа свыше 0,1% скорость фотосинтеза не растёт? Как изменится скорость фотосинтеза, если сильно снизить температуру в теплице? Объясните, почему произойдёт изменение. Какую роль играет углекислый газ в процессе фотосинтеза?

Элементы ответа: 1) скорость фотосинтеза лимитируется другими факторами (освещённостью, скоростью накопления АТФ, количеством ферментов световой и темновой фазы и др.);

2) скорость фотосинтеза понизится;

3) при понижении температуры активность ферментов понизится;

4) углекислый газ фиксируется в темновой фазе фотосинтеза (цикле Кальвина) и составляет основу для формирования углеводов;

ИЛИ 4) углекислый газ используется для создания глюкозы в темновой фазе фотосинтеза.

 

25. Какие процессы, сопровождающие питание амёбы, изображены на рис. А и Б? Назовите структуру клетки, непосредственно участвующую в этих процессах. Какие преобразования с бактерией произойдут далее в клетке амёбы (на рис. А)?

RhdX76OF63A

Элементы ответа: 1) А – фагоцитоз;

2) Б – пиноцитоз;

3) участвует плазматическая мембрана клетки (цитоскелет);

4) вокруг бактерии сформируется фагоцитозный пузырёк;

5) фагоцитозный пузырёк сольётся с лизосомой (пищеварительная вакуоль);

6) содержимое фагоцитозного пузырька подвергнется перевариванию (гидролизу, лизису).

 

ИЛИ

На рисунках изображены скелет с отпечатком перьев и реконструкция археоптерикса, обитавшего на Земле 150–147 млн лет назад.

E_5S0abDdRk

Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде обитало это животное. Это животное иногда относят к птицам, но оно имело некоторые признаки, нехарактерные для современных птиц. Перечислите те из них, которые видны на рисунках (не менее трёх признаков). Для организмов какого современного класса характерны перечисленные признаки?

E_5S0abDdRk

Элементы ответа: 1) эра мезозойская, период юрский (должны быть указаны и эра, и период); от современных птиц археоптерикса отличает:

2) наличие челюстей с зубами;

3) наличие длинного хвоста из позвонков;

4) наличие развитых пальцев с когтями на передних конечностях;

5) признаки характерны для класса Пресмыкающиеся. 

 

26. У цыплёнка экспериментаторы удалили фрагмент бедренной кости, оставив неповреждёнными все структуры, ответственные за её восстановление. Через некоторое время кость полностью восстановилась. Что доказывает этот опыт? Какие структуры и как обеспечивают рост кости? Почему экспериментаторами был выбран цыплёнок, а не взрослый петух? Ответ поясните.

Элементы ответа: 1) кости способны к регенерации (восстановлению);

2) надкостница обеспечивает рост кости в толщину (костеобразование);

3) хрящевые прослойки (метафизы) обеспечивают рост кости в длину;

4) восстановление костной ткани у цыплёнка происходит быстрее, чем у взрослого петуха;

5) в костной ткани цыплёнка много клеток (остеобластов), способных к делению (хрящевые прослойки в кости у петуха окостеневают).

 

ИЛИ

Любой звук можно охарактеризовать высотой и силой звучания. Высота звука определяется количеством колебаний звуковой волны и выражается в герцах (Гц). Все, что меньше 0,016 кГц, называют инфразвуком, а свыше 20 кГц – ультразвуком. Как ультразвук, так и инфразвук человеческим ухом не воспринимаются, однако многие животные слышат и общаются в ультразвуковом диапазоне. На рис. 1 представлены диапазоны слышимых звуков для разных животных, а на рис. 2 – диапазоны, приходящиеся на инфразвук, слышимый звук и ультразвук.

26

В каком звуковом диапазоне, помимо слышимого человеком, способна получать информацию летучая мышь? Многие виды рукокрылых и китообразных способны к эхолокации. На чём построен принцип работы эхолокационной системы, и какие органы животного при этом задействованы? Чем выгоден такой способ ориентации в пространстве? Ответ поясните. В каких ситуациях люди применяют приборы (эхолоты, сонары), работающие по аналогичному принципу? Приведите не менее двух примеров применения человеком таких приборов.

Элементы ответа: 1) ультразвук (от 20 кГц);

2) животное испускает высокочастотные звуки (например, с помощью голосовых связок);

3) эти звуки отражаются от объектов и улавливаются органом слуха данного животного;

4) эхолокация позволяет ориентироваться в пространстве в условиях темноты или низкой освещённости (охотиться, взаимодействовать с другими особями);

5) такие приборы (эхолоты, сонары) используются человеком для исследования и поиска обитателей морей (рыбы во время рыбалки);

6) такие приборы (эхолоты, сонары) используются человеком для определения рельефа дна в водоёмах (подводных объектов, например подводных лодок, затонувших кораблей, батискафов);

7) такие приборы используются человеком при ультразвуковом исследовании внутренних органов человека (УЗИ). 

 

27. Ареалы трёх видов современных двоякодышащих рыб, обитающих в пресных водоёмах, находятся в Южной Америке, Африке и Австралии. Какая форма изоляции лежит в основе данного видообразования? Знание какой теории в области геологии позволило учёным описать наиболее вероятный механизм формирования трёх современных видов двоякодышащих рыб? Опишите с учётом этой теории, как происходило видообразование.

Элементы ответа: 1) географическая (пространственная) изоляция;

2) теория дрейфа континентов;

3) установлено, что Южная Америка, Африка и Австралия представляли собой единый континент, на котором обитали предки современных двоякодышащих рыб;

4) в результате расхождения материков в каждой изолированной популяции накапливались разные мутации (изменился генофонд);

5) в каждой изолированной популяции на рыб оказывали воздействие разные условия (отбор работал в разных направлениях);

6) репродуктивная изоляция (действие отбора) привела к появлению разных видов рыб. 

 

ИЛИ

На рисунке представлена схема одного из вариантов сукцессий.

27

Какой вариант сукцессии представлен на рисунке? Ответ поясните, приведите аргументы. Почему именно с лишайников начинается этот вариант сукцессии? За счёт чего изменяется субстрат, на котором обитают лишайники, и к чему это приводит?

Элементы ответа: 1) первичная сукцессия;

2) развитие начинается на безжизненном субстрате, на котором ранее не было почвы (голые камни/скалы, вулканические породы);

3) лишайники не нуждаются в почве, так как получают необходимые вещества при фиксации азота и углекислого газа из атмосферы;

4) субстрат изменяется (образуется почва) из-за разложения отмерших талломов лишайников;

5) при этом лишайники растворяют субстрат за счёт специфических лишайниковых веществ/кислот.

 

28. Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5ʹ концу в одной цепи соответствует 3ʹ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5ʹ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5ʹ к 3ʹ концу. Все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь – матричная):

28

Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте и определите аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет с 5ʹ конца соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода. При написании нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.

Схема решения задачи включает: 1) нуклеотидная последовательность участка тРНК: 5ʹ-ЦГААГГУГАЦААУГУ-3ʹ;

2) нуклеотидная последовательность антикодона 5ʹ-УГА-3ʹ (УГА) (третий триплет) соответствует кодону на иРНК 5ʹ-УЦА-3ʹ (УЦА);

3) по таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота сер, которую будет переносить данная тРНК

 

ИЛИ

Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке при гаметогенезе в метафазе II мейоза и анафазе II мейоза. Объясните полученные результаты.

Схема решения задачи включает: 1) в метафазе II мейоза набор хромосом – n;

2) число молекул ДНК – 2с;

3) в анафазе II мейоза набор хромосом – 2n;

4) число молекул ДНК – 2с;

5) в метафазе II мейоза после редукционного деления (мейоза I), клетки гаплоидные, хромосомы двухроматидные;

6) в анафазе II мейоза к полюсам расходятся сестринские хромосомы

 

29. У человека аллели генов ихтиоза (заболевание кожи) и дальтонизма находятся в одной хромосоме.

Здоровая по указанным заболеваниям женщина, у матери которой был дальтонизм, а у отца - ихтиоз (а), вышла замуж за здорового по обоим заболеваниям мужчину. Родившаяся в этом браке гомозиготная здоровая дочь вышла замуж за здорового по обоим заболеваниям мужчину, в этой семье родился ребенок-дальтоник. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей, генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение больного по двум заболеваниям ребенка? Ответ поясните.

 

 

 

Записаться на пробное занятие
Оставьте заявку прямо сейчас
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Комментарий:*
Отправляя форму, Вы принимаете пользовательское соглашение
Спасибо! Форма отправлена
Контакты
Телефон горячей линии:
+7(915)162-59-34
Адрес офиса:
Мы в соц сетях:
Заявка на бесплатную консультацию
Наш менеджер перезвонит в ближайшее время
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Скрытое поле:
Отправляя форму, Вы принимаете пользоательское соглашение
Спасибо! Форма отправлена