Контакты
Телефон горячей линии:
+7 (000) 000 00 00
Адрес офиса:
г. Москва, Ленинский проспект, дом
Адрес электронной почты:
login@domain.ru
График работы :
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Суббота с 10:00 до 17:00
Воскресенье - выходной
Мы в сетях
Способы оплаты
mir_1
tinkoff
sber
Записаться
Наш менеджер перезвонит в ближайшее время
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Скрытое поле:
Отправляя форму, Вы принимаете пользоательское соглашение
Спасибо! Форма отправлена

Вариант 5

 

  1. Рассмотрите таблицу “Уровни организации живой природы”. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
 

Уровень организации

Пример

Клеточный

Преобразование солнечной энергии в энергию углеводов в хлоропластах

?

Развитие плоского эпителия у эмбриона лягушки

 

Объяснение: эмбриология - это наука о развитии зародышей (эмбрионов). Плоский эпителий - это ткань, поэтому уровень тканевый.

Ответ: тканевый.

Весь решенный банк ФИПИ здесь!
  1. Экспериментатор исследовал особенности сердечного цикла у человека в покое и во время физической нагрузки. Как изменилась продолжительность общей диастолы и состолы желудочков при увеличении с 75 до 90 уд./мин. частоты сердечных сокращений?

Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:

  1. Увеличилась
  2. Уменьшилась
  3. Не изменилась

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Продолжительность общей диастолы

Продолжительность систолы желудочков

   
 

Объяснение: во время физических нагрузок общая диастола сокращается, а продолжительность систолы желудочков не меняется.

Ответ: 23.

 

3. На основании правила 10% рассчитайте массу фитопланктона, которая может обеспечить в море существование одного дельфина массой 500 кг, при условии, что пищевая цепь состоит из трех звеньев. В ответе запишите только массу фитопланктона (в кг).

Объяснение: запишем пищевую цепь: фитопланктон - травоядная рыба - дельфин. От фитопланктона к рыбе переходит в 10 раз меньше, а к дельфину еще в 10 раз меньше. Значит нужно в 100 раз больше фитопланктона - 500000 кг.

Ответ: 500000.

 
  1. Сколько типов гамет образуется у гомозиготного по рецессивному аллелю кролика с черной окраской шерсти? Ответ запишите в виде числа.

Объяснение: генотип кролика: аа, получается только один тип гамет.

Ответ: 1.

  1. Какой цифрой на рисунке обозначена центриоль?

Объяснение: 1 - ядро

2 - аппарат Гольджи

3 - митохондрия

4 - клеточный центр

5 - впячивание мембраны

6 - шероховатая эндоплазматическая сеть

7 - гладкая эндоплазматическая сеть

8 - цитоплазма

9 - рибосома

Центриоль - это белковый цилиндр, который входит в состав клеточного центра. Функции клеточного центра: формирование цитоскелета, регуляция деления клетки.

Ответ: 4.

 
  1. Установите соответствие между характеристиками и структурами клетки, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3.

Характеристики

А. Осуществляет анаэробное дыхание

Б. Отвечает за образование лизосом

В. Является полуавтономным органоидом

Г. Регулирует процессы в клетке

Д. Служит местом сборки субъединиц рибосом

Е. Модифицирует белки после трансляции

Структуры клетки

  1. 1
  2. 2
  3. 3

Объяснение: ядро регулирует все клеточные процессы, здесь же собираются субъединицы рибосом. Аппарат Гольджи образует лизосомы и компактизирует белки. Митохондрии содержат собственную ДНК и аппарат синтеза белка (так как раньше были свободноживущими бактериями, то есть они полуавтономные органеллы).

Ответ: 323112.

 

7. Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

Наследственная изменчивость обусловлена

  1. Спирализацией хромосом
  2. Изменением числа хромосом
  3. Модификацией фенотипа
  4. Заменой нуклеотида
  5. Изменением признака в пределах нормы реакции
  6. Случайной встречей гамет при оплодотворении

Объяснение: наследственная изменчивость затрагивает геном. Это может происходить следующими способами: изменение числа хромосом - геномная мутация, замена нуклеотида - генная мутация. Случайная встреча гамет - комбинативная изменчивость (вид наследственной изменчивости).

Ответ: 246.

Вся эволюция для ЕГЭ здесь!

8. Установите последовательность процессов жизнедеятельности ДНК-содержащего бактериофага. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. Закрепление фага на клеточной стенке бактерии
  2. Синтез иРНК
  3. Впрыскивание ДНК фага в клетку
  4. Синтез вирусной ДНК
  5. Сборка вирусных частиц

Объяснение: бактериофаги заражают бактериальные клетки. Сначала фаг закрепляется на клеточной стенке бактерии, затем протыкает ее и впрыскивает свою ДНК в бактериальные клетки. Затем синтезируются молекулы вирусной ДНК, далее иРНК (для синтеза вирусного белка) и, наконец, происходит сборка вирусных частиц.

Ответ: 13425.

 

9. Какой цифрой на рисунке обозначена часть плода, содержащая будущий спорофит в цикле развития растениия?

Объяснение: 1 - плодоножка

2 - семя

3 - околоплодник

4 - эндокарпий

5 - мезокарпий

6 - экзокарпий

Спорофит (диплоидное поколение) развивается из семени.

Ответ: 2.

 

10. Установите соответствие между характеристиками и частями плода, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3.

Характеристики

А. Содержит зародыш

Б. Может быть и сухим и сочным

В. Прорастает в благоприятных условиях

Г. Транспортирует вещества к плоду

Д. Образован из семяпочки

Е. Защищает семя

Части плода

  1. 1
  2. 2
  3. 3

Объяснение: плодоножка транспортирует питательные вещества к плоду. Семя содержит зародыш, образуется из семяпочки и может прорастать только в благоприятных условиях (температура и вода). Околоплодник защищает семя и может быть сухим или сочным.

Ответ: 232123.

 

11. Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

Для Круглых червей характерны

  1. Замкнутая кровеносная система
  2. Сквозная пищеварительная система
  3. Первичная полость тела
  4. Органы выделения - метанефридии
  5. Узловая нервная система
  6. Один слой мышц

Объяснение: у круглых червей нет кровеносной системы. Они имеют сквозную пищеварительную систему. Полость тела первичная (заполнена жидкостью, выполняет функцию гидроскелета). Выделительная система отсутствует. Лестничная нервная система (окологлоточное нервное кольцо и нервные стволы). Один слой мышц представлен продольной мускулатурой.

Ответ: 236.

 

12. Установите последовательность систематических групп организмов, начиная с самого высокого ранга. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. Эукариоты
  2. Крокодил болотный
  3. Хордовые
  4. Настоящие крокодилы
  5. Животные
  6. Позвоночные

Ответ: 153642.

13. Каким номером на рисунке обозначено тело мотонейрона?

Объяснение: 1 - рецепторы чувствительного нейрона

2 - отросток чувствительного нейрона

3 - тело чувствительного нейрона

4 - аксон чувствительного нейрона

5 - вставочный нейрон

6 - тело чувствительного нейрона

7 - аксон двигательного нейрона

8 - рецепторы двигательного нейрона

9 - спинной мозг

Ответ: 6.

Весь решенный банк ФИПИ здесь!

14. Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными цифрами на рисунке 1, 2 и 3.

Характеристики

А. Является рецептором

Б. Воспринимает информацию о температуре окружающей среды

В. Находится в спинальном ганглии

Г. Проводит нервный импульс к телу нейрона

Д. Входит в состав спинномозгового нерва

Е. Представляет собой тело чувствительного нейрона

Структура

  1. 1
  2. 2
  3. 3

Объяснение: 1 - рецептор чувствительного нейрона воспринимает информацию из окружающей среды

2 - отростки приводят нервный импульс к телу нейрона

3 - тела чувствительных нейронов находятся в спинальном ганглии, входят в состав спинномозговых нервов.

Ответ: 113233.

 

15. Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

Какие стадии входят в процесс мочеобразования у здорового человека?

  1. Фильтрация крови через стенку капиллярного клубочка
  2. Проникновение белков в полость капсулы нефрона
  3. Выведение гликогена в составе мочи во внешнюю среду
  4. Секреция избытка солей в канальцы нефронов
  5. Перемещение мочи из собирательных трубочек в канальцы нефронов
  6. Реабсорбция воды из полости извитого канальца

Объяснение: в норме в клубочке фильтруется кровь, белки не должны проникать в полость капсулы нефрона, гликоген не должен выводиться, так как это запасное вещество. Избыток солей выводится через почки. Моча перемещается из канальцев в собирательные трубочки, но не назад.

Ответ: 146.

 

16. Установите последовательность процессов при передаче звуковых колебаний в ухе человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.

Установите последовательность процессов при передаче звуковых колебаний в ухе человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. Колебания барабанной перепонки
  2. Улавливание звуковых колебаний ушной раковиной
  3. Колебания стремени
  4. Колебания молоточка
  5. Колебания мембраны овального окна
  6. Движения жидкости в улитке

Объяснение: сначала ушная раковина улавливает звуковые колебания, затем колеблется барабанная перепонка, затем стремечко, далее молоточек, далее мембрана овального окна и, наконец, движется жидкость в улитке.

Ответ: 214356.

 

17. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры идиоадаптаций. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Насекомые - самый разнообразный и многочисленный класс животных. 2. Насекомые могут иметь сплошную, расчленяющую, предостерегающую окраску тела. 3. В процессе эволюции у насекомых сформировались разнообразные ротовые аппараты, позволяющие питаться различной пищей: грызущий, колюще-сосущий, лижущий и другие. 4. На груди насекомых расположены три пары ног. 5. Они, как и у всех членистоногих, состоят из члеников. 6. Однако строение ног разнообразно и связано с образом жизни и условиями местообитаний: прыгательные, копательные, плавательные и другие.

Объяснение: идиоадаптация - это частные изменения, которые способствуют увеличению разнообразия видов внутри таксона. Упоминается в предложениях: 2, 3, 6 (разнообразие окраски тела, ротовых аппаратов, строение ног). 

Ответ: 236.

Вся эволюция для ЕГЭ здесь!

18. Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

Примером симбиоза служат отношения между

  1. клевером и клубеньковыми бактериями
  2. Повиликой и чиной луговой
  3. Березой и сосной
  4. Муравьями и тлями
  5. Буйволом и воловьими птицами
  6. Подосиновиком и лягушкой

Объяснение: примерами симбиоза являются: клевер и клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии. Бактерии снабжают клевер усвояемым азотом, а получают от клевера органические вещества. Муравьи питаются сладким веществом, выделяемым тлей, а тля перемещается при помощи муравьев. Воловьи птицы избавляют носорога от насекомых, оповещают об опасности.

Ответ: 145.

 

19. Установите соответствие между организмами и направлениями эволюции.

Организмы

А. Серая крыса

Б. Гинкго двулопастный

В. Рыжий таракан

Г. Пастушья сумка

Д. Блоха крысиная

Е. Амурский тигр

Направление эволюции

  1. Биологический прогресс
  2. Биологический регресс

Объяснение: биологический прогресс сопровождается увеличением количества особей, расселением на новую территорию. Он характерен, в первую очередь, для организмов, живущих рядом с человеком: серая крыса, рыжий таракан, крысиная блоха (потому что всегда есть еда и жилье). Также пастушья сумка (так как цветет и плодоносит круглогодично, а еще является сорняком). Биологический регресс: уменьшение количества особей и ареала обитания: гинкго двулопастный, амурский тигр.

Ответ: 121112.

 

20. Проанализируйте таблицу с изображением плодов разных видов цветковых растений. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

 

Тип приспособленности

Уровень эволюционных изменений

Путь достижения биологического прогресса

А

Б

В

 

Список элементов:

  1. Физиологическая
  2. Макроэволюция
  3. Идиоадаптация
  4. Этологическая
  5. Общая дегенерация
  6. Микроэволюция
  7. Морфологическая
  8. Дивергенция

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Объяснение: А - это морфологическая приспособленность, так как меняется форма растений. Б - изменения происходят на уровне макроэволюции, образуется новое семейство. В - биологический прогресс достигается при помощи идиоадаптаций, так как приводит к увеличению разнообразия.

Ответ: 723.

 

21. Проанализируйте диаграмму зависимости скорости движения мальков рыбок данио от концентрации трифенилфосфата (ТФФ) в воде при чередовании освещенных и неосвещенных периодов.

Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

  1. ТФФ влияет на активность сердечной и дыхательной систем мальков
  2. В темноте мальки двигаются активнее, чем на свету
  3. Наличие в воде ТФФ снижает подвижность мальков рыбок
  4. ТФФ вызывает гибель мальков рыбок
  5. Хищные рыбы в водоеме активны в светлое время суток

Объяснение: 2 - да, так как видна разница между скоростью движения мальков в темноте и на свету. 3 - да, так как на графике скорость движения в присутствии ТФФ снижена.

Ответ: 23.

 

В рубце жвачных животных обитает около 2 кг инфузорий. Экспериментатор исследовал особенности пищеварения овец и вводил в их рацион кормовую добавку в виде сульфата натрия. Результаты эксперимента отражены в таблице.

 

22. Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая - зависимой (изменяющейся в эксперименте)? Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля в этом эксперименте? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль?

Ответ: 1. Независимая переменная (задаваемая экспериментатором) - наличие/отсутствие в рационе кормовой добавки сульфата натрия (тип питания); зависимая переменная (изменяющаяся в эксперименте) - количество инфузорий в рубце (Должны быть указаны обе переменные)

2. Необходимо использовать рацион без кормовой добавки (сульфата натрия)

3. Остальные параметры необходимо оставить без изменений

4. Такой контроль позволяет установить действительно ли сульфат натрия влияет на количество инфузорий в рубце животных

ИЛИ

4. Такой контроль позволяет проверить, насколько изменение количества инфузорий в рубце обусловлено факторами, не связанными с сульфатом натрия

Весь решенный банк ФИПИ здесь! Еще больше заданий!

23. Какова роль микроорганизмов, обитающих в рубце жвачных? Приведите два примера. Почему введение в рацион серы, входящей в состав кормовой добавки, привело к результатам, описанным в эксперименте?

Ответ: 1. Микроорганизмы в рубце жвачных способствуют расщеплению клетчатки (целлюлозы)

2. Являются источником витаминов (белков)

ИЛИ

2. Препятствуют размножению патогенных микроорганизмов

3. Сера - компонент аминокислот (белков)

4. Увеличивается синтез белков

5. Белки необходимы для размножения

 

24. Назовите тип и способ(ы) размножения изображенных на рисунках 1 и 2 животных. В чем особенности типа размножения?

Ответ: 1. Тип размножения - бесполое

2. Способ размножения организма 1 - деление клетки надвое (митоз)

3. Способ размножения организма 2 - почкование; особенности бесполого размножения

4. Участвует только одна родительская особь

5. Образуются особи, генетически идентичные родительской

  1. Осуществляется без участия гамет
 

25. Многие земноводные с наступлением холодного времени года прячутся на дно водоемов и зимуют в состоянии глубокого оцепенения. Известно, что в этот период у них резко увеличивается диаметр кровеносных сосудов в коже. Объясните, чем обусловлена эта физиологическая адаптация.

Ответ: 1. Дыхание земноводных осуществляется через легкие и кожу

2. В воде легкие в дыхании не участвуют

3. Кожное дыхание сопровождается диффузией кислорода и углекислого газа через кровеносные сосуды кожи

4. Чем больше диаметр (площадь поверхности) кровеносных сосудов, тем активнее идет диффузия газов между водой и кровью

 

26. Согласно одной из гипотез в процессе эволюции хлоропласты произошли от древних фотосинтезирующих прокариот. Приведите четыре доказательства, свидетельствующие в пользу данной гипотезы.

Ответ: 1. Наличие замкнутой ДНК, сходной с ДНК прокариот

2. Наличие мелких рибосом, сходных по строению с рибосомами прокариот

3. Тилакоиды гран сходны по строению с фотосинтетическими выростами мембран фотосинтезирующих прокариот

4. Способны к самостоятельному делению (не связанному с делением клетки)

 

27. Известно, что синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5’ к 3’ концу. Информационная РНК, транскрибируемая с гена, имеет кодирующую и некодирующую области. Кодирующая область иРНК называется открытой рамкой считывания. Фрагмент начала гена имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь матричная (транскрибируемая)):

5’-ААТГТАТГЦГТАГЦТГЦАТЦГТ-3’

3’-ТТАЦАТАЦГЦАТЦГАЦГТАГЦА-5’

Определите верный фрагмент открытой рамки считывания и найдите последовательность аминокислот во фрагменте начала полипептидной цепи. При ответе учитывайте, что полипептидная цепь начинается с аминокислоты мет. Известно, что итоговый полипептид, кодируемый этим геном, имеет длину более четырех аминокислот. Поясните ход решения. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.

Ответ: 1. Последовательность иРНК 5’-ААУГУАУГЦГУАГЦУГЦАУЦГУ-3’

2. Аминокислоте мет соответствует кодон 5’-АУГ-3’ (АУГ)

3. Таких кодонов два, синтез начинается со второго кодона 5’-АУГ-3’ (АУГ) полипептид обрывается (в рамке считывания присутствует стоп-кодон)

5. Фрагмент открытой рамки считывания: 5’-АУГЦГУАГЦУГЦАУЦГУ-3’

6. Последовательность полипептида: мет-арг-сер-цис-иле

 

28. Группа крови и резус-фактор контролируется аутосомными несцепленными генами, группы крови определяются аллелями IA, IB, i0.У матери вторая группа крови и положительный резус-фактор, у отца первая группа крови и отрицательный резус-фактор ®. В семье родился ребенок со второй группой крови и отрицательным резус-фактором. Составьте схему решения задачи. Определите все возможные генотипы родителей, генотипы и фенотипы возможного потомства. Какова вероятность рождения детей с первой группой крови и отрицательным резус-фактором?

Схема решения задачи включает:

Р: мать IAIARr (вторая группа крови, положительный резус-фактор) х отец i0i0rr (первая группа крови, отрицательный резус-фактор

G: IAR, IAr x i0r

Генотипы и фенотипы возможного потомства:

IAi0Rr - вторая группа крови, положительный резус-фактор

IAi0rr - вторая группа крови, отрицательный резус-фактор

ИЛИ

Р: мать IAi0Rr (вторая группа крови, положительный резус-фактор) х отец i0i0rr (первая группа крови, отрицательный резус-фактор

G: IAR, IAr, i0R, i0r x i0r

Генотипы и фенотипы возможного потомства:

IAi0Rr - вторая группа крови, положительный резус-фактор

IAi0rr - вторая группа крови, отрицательный резус-фактор

i0i0Rr - первая группа крови, положительный резус-фактор

i0i0rr - первая группа крови, отрицательный резус-фактор

Вероятность рождения детей с первой группой крови и отрицательным резус-фактором, составляет 0%, если генотип матери - IAIARr,  и 25%, если генотип матери - IAi0Rr.

Вся генетика для ЕГЭ здесь!

 

Записаться на пробное занятие
Оставьте заявку прямо сейчас
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Комментарий:*
Отправляя форму, Вы принимаете пользовательское соглашение
Спасибо! Форма отправлена
Контакты
Телефон горячей линии:
+7(915)162-59-34
Адрес офиса:
Мы в соц сетях:
Заявка на бесплатную консультацию
Наш менеджер перезвонит в ближайшее время
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Скрытое поле:
Отправляя форму, Вы принимаете пользоательское соглашение
Спасибо! Форма отправлена