Контакты
Телефон горячей линии:
+7 (000) 000 00 00
Адрес офиса:
г. Москва, Ленинский проспект, дом
Адрес электронной почты:
login@domain.ru
График работы :
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Суббота с 10:00 до 17:00
Воскресенье - выходной
Мы в сетях
Способы оплаты
mir_1
tinkoff
sber
Записаться
Наш менеджер перезвонит в ближайшее время
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Скрытое поле:
Отправляя форму, Вы принимаете пользоательское соглашение
Спасибо! Форма отправлена

Вариант 1

 

  1. Рассмотрите таблицу “Признаки живых систем”. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Признаки живых систем

Характеристика

Раздражимость

Реакция на изменение внешней и внутренней сред

?

Совокупность реакций расщепления и синтеза органических веществ в организме

Объяснение: расщепление и синтез образуют обмен веществ, который еще может быть назван метаболизмом. Обмен веществ/метаболизм - это все химические превращения, происходящие в живом организме.

Ответ: обмен веществ/метаболизм.

Весь решенный банк ФИПИ здесь! Жми!

2. В эксперименте исследователь измерял физиологические показатели лягушки травяной при повышении температуры в террариуме от 4 до 20С. Как изменились у лягушки скорость реакций энергетического обмена и частота сердечных сокращений при таком повышении температуры?

Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:

  1. Увеличилась
  2. Уменьшилась
  3. Не изменилась

Запишите выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Скорость реакций энергетического обмена

Частота сердечных сокращений

   

Объяснение: лягушка - это холоднокровное животное, то есть температура его тела зависит от температуры окружающей среды. Температура тела и скорость обмена веществ - взаимосвязанные показатели. Чем выше температура тела у лягушки, тем выше скорость энергетического обмена и частота сердечных сокращений.

Ответ: 11.

3. На заростке папоротника щитовника мужского в результате митоза образовались сперматозоиды, содержащие по 82 хромосомы. Определите количество хромосом в клетке заростка. В ответе запишите только соответствующее число.

Объяснение: заросток - половое поколение - гаметофит, то есть гаплоидное поколение. Значит набор хромосом в сперматозоиде и клетках заростка.

Ответ: 82.

  1. Сколько получится генотипов у потомков в анализирующем скрещивании дигетерозиготной самки мухи дрозофилы при независимом наследовании? Ответ запишите в виде числа.

Объяснение: АаВв - дигетерозигота. Анализирующее скрещивание - это скрещивание с рецессивной гомозиготой.

Р: АаВв х аавв

G: АВ, Ав, аВ, ав х ав

F1: АаВв, Аавв, ааВв, аавв - 4 генотипа и 4 фенотипа.

Ответ: 4.

 

1002254

 

5. Каким номером на рисунке обозначены головки фосфолипидов?

Объяснение: фосфолипиды образуют билипидный слой клеточной мембраны. Головки - это гидрофобные части, они обращены к наружной части, а гидрофильные хвостики - внутрь мембраны.

Ответ: 4.

 

6. Установите соответствие между характеристиками и структурами.

Характеристики

А. Обеспечивает ионный транспорт

Б. Выполняет барьерную функцию

В. Состоит из аминокислотных остатков

Г. Входит в состав гликокаликса

Д. Имеет гидрофильные и гидрофобные слои

Е. Содержит моносахариды

Структуры

  1. 1
  2. 2
  3. 3

Объяснение: 1 - мембрана, билипидный слой, служит барьером для веществ и чужеродных частиц, защищает клетку от внешних воздействий. Состоит из фосфолипидов, имеющих гидрофильные (хвостики) и гидрофобные (головки) части.

2 - интегральный белок, обеспечивает транспорт из клетки и в клетку. Белки состоят из аминокислот.

3 - олигосахарид состоит из моносахаридов, является частью гликокаликса.

Ответ: 212313.

 

7. Выберите три верных ответа.

Какие из перечисленных ниже методов используют в селекции растений при выведении новых сортов?

  1. Полиплоидия
  2. Гибридизация
  3. Пикировка
  4. Подкормка
  5. Клонирование
  6. Окучивание

Объяснение: в селекции растений для выведения новых сортов применяют следующие методы:

  • полиплоидия - кратное увеличение наборов хромосом
  • гибридизация - скрещивание представителей неблизкородственных видов
  • клонирование - создание организма, содержащего идентичный набор хромосом

Другие методы: пикировка - прищипывание корня растения, подкормка - добавление удобрений, окучивание - подсыпание земли к корням и стеблям растений.

Ответ: 125.

 

8. Установите последовательность расположения структур в направлении от периферии к центру клетки. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. Билипидный слой цитоплазматической мембраны
  2. Кристы
  3. Гиалоплазма
  4. Рибосомы 70S
  5. Гликокаликс
  6. Наружная мембрана митохондрий

Объяснение: самая наружная структура - гликокаликс (частично находится снаружи животной клетки - см. задание 5), затем билипидный слой клеточной мембраны, далее - гиалоплазма (жидкая часть цитоплазмы), затем наружная мембрана митохондрий, кристы - складки внутренней мембраны митохондрий, рибосомы 70S внутри митохондрий.

Ответ: 513624.

 

1002155

 

9. Каким номером на рисунке обозначены верхние дыхательные пути?

Объяснение: на рисунках представлены две системы птиц: пищеварительная и дыхательная. Дыхательная система на правом рисунке. Верхние дыхательные пути обозначены цифрой 6.

Ответ: 6.

 

10. Установите соответствие между характеристиками и органами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3.

Характеристики

А. Наличие толстой мышечной стенки и мелких камней

Б. Расширение пищевода

В. Временное накопление и размягчение пищи

Г. Газообмен на вдохе и выдохе

Д. Соединение с воздушными мешками

Е. Губчатое строение

 

Органы птиц

  1. 1
  2. 2
  3. 3

Объяснение: 1 - зоб - это расширение пищевода, где происходит временное накопление и размягчение еды. 2 - мускульный желудок имеет толстую мышечную стенку. 3 - у птиц двойное дыхание, то есть газообмен происходит на вдохе и на выдохе.3 - легкие птиц имеют губчатое строение, соединены с воздушными мешками.

Ответ: 211333.

 

11. Выберите три верных ответа.

Какими характеристиками обладает водорослевый компонент лишайника (фотобионт)?

  1. Содержит хлорофилл
  2. Формируется гифами
  3. Представлен одноклеточными формами
  4. Питается гетеротрофно
  5. Прикрепляет слоевище к субстрату
  6. Усваивает атмосферный углерод

Объяснение: водорослевый компонент лишайника (фотобионт) - автотроф, содержит хлорофилл (для фотосинтеза), представлен одноклеточными (чаще всего зелеными) водорослями, усваивает атмосферный углерод в виде углекислого газа в процессе фотосинтеза.

Ответ: 136.

 

12. Установите последовательность систематических групп организмов, начиная с самого высокого ранга. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. Клеточные
  2. Растения
  3. Эукариоты
  4. Хвощеобразные
  5. Хвощ
  6. Хвощ зимующий

Ответ: 132456.

1002256

 

13. Каким номером на рисунке обозначен кровеносный сосуд?

Объяснение: на рисунке “Строение кожи человека” видим приносящие кислород и выносящие углекислый газ сосуды. Следовательно, кровеносный сосуд обозначен цифрой 4.

Ответ: 4.

 

14. Установите соответствие между характеристиками и слоями кожи человека, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3.

Характеристики

А. Содержит жировые клетки

Б. Имеет волокнистое межклеточное вещество

В. Защищает от ультрафиолетового излучения

Г. Синтезирует пигмент меланин

Д. Содержит большинство рецепторов

Е. Образован эпителиальной тканью

 

Слои кожи

  1. 1
  2. 2
  3. 3

Объяснение: кожа человека имеет три слоя.

1 - эпидермис - образован эпителиальной тканью, защищает организм от УФ-излучения, выделяет пигмент меланин.

2 - дерма содержит рецепторы, кровеносные сосуды, потовые и сальные железы, волокнистое межклеточное вещество.

3 - подкожная жировая клетчатка содержит жировые клетки.

Ответ: 321121.

 

15. Выберите три верных ответа.

Какие из приведенных особенностей строения и функций характерны для толстой кишки человека?

  1. Расщепление клетчатки
  2.   Всасывание аминокислот и глицерина
  3. Наличие червеобразного отростка - аппендикса
  4. Наличие в слизистой оболочке многочисленных ворсинок
  5. Всасывание воды
  6. Наличие двенадцатиперстной кишки

Объяснение: в толстой кишке происходит расщепление клетчатки кишечными бактериями и всасывание воды. Частью толстой кишки является аппендикс.

Ответ: 135.

 

16. Установите последовательность процессов в организме человека с момента образования углекислого газа. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. Полное окисление ПВК в митохондриях
  2. Образование карбогемоглобина в эритроцитах
  3. Диффузия углекислого газа в капилляры
  4. Ток венозной крови по полой вене
  5. Поступление венозной крови в правое предсердие

Объяснение: углекислый газ образуется в митохондриях из ПВК (пировиноградной кислоты) при окислении, затем диоксид углерода попадает в капилляры, в эритроцитах образуется карбогемоглобин (соединение углекислого газа и гемоглобина), по полой вене поступает в правое предсердие и затем в легкие.

Ответ: 13245.

 

17. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания макроэволюции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. При адаптации микроорганизмов к воздействию антибиотиков формируются резистентные штаммы. 2. Особи с менее приспособленными генотипами не оставляют потомства, поэтому их генотипы постепенно вытесняются из популяции. 3. Многоклеточные животные возникли из колониальных жгутиконосцев, при этом клетки в колонии приобрели способность синхронно делиться и формировать клеточные контакты. 4. У двухслойных животных закладывается два зародышевых листка, а у трехслойных в дополнение закладывается мезодерма. 5. У птиц более 80 млн лет назад полностью исчезли зубы, по-видимому, для облегчения скелета и приспособления к полету. 6. Виды рода Зяблик в европейской части России различаются тембром и продолжительностью песни, но при этом занимают одинаковую экологическую нишу.

Объяснение: макроэволюция - это процесс формирования крупных систематических таксонов (роды, семейства и др.). Упоминается в предложениях 3 (многоклеточные животные возникли…), 4 (двухслойные и трехслойные животные), 5 (исчезновение зубов у птиц).

Ответ: 345.

 

18. Выберите три верных ответа.

Какие организмы могут вступать друг с другом в конкурентные отношения?

  1. Лось и косуля
  2. Лиственница и сосна
  3. Бурундук и белка
  4. Жук-навозник и стрекоза
  5. Лещ и кит
  6. Акула и рыба-прилипало

Ответ: 123.

 

19. Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются.

Примеры

А. Питание амфибий личинками насекомых

Б. Лесной пожар вследствие грозы

В. Санитарная вырубка леса

Г. Затопление лугов при ливне

Д. Понижение температуры окружающей среды, приводящее к зимней спячке

Е. Распространение семян растений птицами

 

Экологические факторы

  1. Абиотический
  2. Биотический
  3. Антропогенный

Объяснение: абиотические факторы - это факторы неживой природы: лесной пожар из-за грозы, затопление лугов при ливне, понижение температуры. Биотические факторы - взаимодействие организмов друг с другом: поедание личинок амфибиями, распространение семян растений птицами. Антропогенный фактор - влияние человека: санитарная вырубка леса.

Ответ: 213112.

 

20. Проанализируйте таблицу “Нейроны рефлекторной дуги”. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

1002257

Список элементов: 

  1. Моторный
  2. Задние рога спинного мозга
  3. Рецептор
  4. Нервный узел
  5. Белое вещество спинного мозга
  6. Передача нервного импульса между нейронами в ЦНС
  7. Передача нервного импульса от ЦНС к рабочему органу
  8. Вставочный

Объяснение: существует три типа нейронов: двигательный, чувствительный, вставочный. Тела чувствительных нейронов расположены в нервных узлах. Двигательные нейроны передают нервный импульс от ЦНС к рабочему органу.

Ответ: 847.

 

21. Проанализируйте диаграмму “Изменение площади раны при терапии наночастицами металлов”.

1002257

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

  1. Наиболее значимое сокращение площади раны под воздействием наночастиц железа наблюдалось на девятый день
  2. Использование изотонического раствора привело к ускорению заживления раны
  3. Более слабый эффект наночастиц меди обусловлен их быстрым окислением в ране
  4. Максимальный ранозаживляющий эффект наночастиц цинка проявился после пятого дня терапии
  5. Применение наночастиц меди имело наиболее выраженный терапевтический эффект

Объяснение: 1, 2, 3 - нет данных

4, 5 - верно

Ответ: 45.

 

Экспериментатор решил изучить процессы основного обмена (обмена веществ) у домовой мыши (Mus musculus). Для этого он вводил в брюшную полость мышам физиологический раствор с гормоном щитовидной железы в разных дозировках и кормил их фиксированным количеством корма. (В норме у мыши синтезируется в сутки 15 мкг гормона) Результаты эксперимента представлены на графике.

1002259

 

22. Какую нулевую гипотезу смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему для каждой дозировки гормона необходимо использовать группу мышей, а не одну особь. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если ставить эксперимент на мышах разного вида?

Ответ: 1. Нулевая гипотеза - интенсивность основного обмена (интенсивность обмена веществ) не зависит от количества гормона (концентрации гормона)

2. использование группы мышей повышает достоверность результатов (уменьшает погрешность измерения)

ИЛИ

2. Использование группы мышей исключает влияние индивидуальной изменчивости на результат

3. Реакция разных видов мышей на гормон может различаться

ИЛИ

3. Разные виды мышей могут иметь разную скорость основного обмена

4. Зависимость между интенсивностью основного обмена (интенсивностью обмена веществ) и количеством гормона (концентрацией гормона) не удастся установить в явном виде

 

23. Что такое основной обмен? На какой процесс в системе кровообращения расходуется энергия основного обмена? Как повлияло увеличение количества гормона щитовидной железы на теплоотдачу? Какие процессы могут служить объективным показателем интенсивности обмена веществ у теплокровных животных?

Ответ: 1. Количество энергии, выделяемое для поддержания жизнедеятельности организма (человека, теплокровного животного) при полном покое

2. На механическую работу сердца (сокращение сердца)

3. Теплоотдача повысилась

4. Выделение тепла (выделение пота)

5. Поглощение кислорода (выделение углекислого газа; интенсивность дыхания)

 


 

24. Какие структуры в скелете птицы обозначены на рисунке цифрами 1 и 2? Какую функцию выполняет каждая из этих структур? Укажите особенность образа жизни птиц, не имеющих структуры 1.

 

Ответ: 1. 1 - киль (вырост грудины)

2. 2 - цевка (часть стопы; сросшиеся кости предплюсны и плюсны)

3. Киль служит для увеличения площади прикрепления грудных мышц

4. Цевка обеспечивает амортизацию (эффективное отталкивание при взлете; механическую прочность; дополнительный рычаг)

5. Структура 1 отсутствует у нелетающих (бегающих) птиц

 

 

25. В эпидермисе листьев мятлика лугового (Poa pratensis) и некоторых других злаков имеются особые живые пузыревидные клетки, которые располагаются в районе центральной жилки. Пузыревидные клетки принимают участие в сворачивании листьев. В каких условиях происходит сворачивание листьев у мятлика? Каким образом в этом процессе участвуют пузыревидные клетки? Укажите два значения сворачивания листьев у мятлика лугового (считайте, что большинство устьиц находится на верхней стороне листа). Ответ поясните.

 

Ответ: 1. Листья сворачиваются в жаркую погоду (при засухе)

2. Пузыревидные клетки теряют тургор (воду), уменьшаются в объеме

3. Свернутый лист меньше нагревается

ИЛИ

3. При сворачивании уменьшается площадь листа

4. Свернутый лист теряет меньше воды

ИЛИ

4. При сворачивании испарение через устьица происходит в полость, образованную завернутыми краями листа

5. При сворачивании меньшее количество пигментов возбуждается (активизируется)

6. Это защищает лист от выгорания

 

26. Почему водные цветковые растения могут испытывать дефицит кислорода для осуществления дыхания? Каким образом они восполняют этот дефицит? Ответы поясните. Почему при увеличении глубины растения испытывают дефицит кислорода особенно остро? Укажите две причины.

Ответ: 1. В водной среде ниже концентрация кислорода из-за его плохой растворимости

2. Кислород образуется при фотосинтезе

3. Запас кислорода хранится в аэренхиме (воздухоносной ткани, полом стебле)

4. С ухудшением освещенности на глубине снижается выработка кислорода при фотосинтезе

5. С увеличением глубины хуже происходит перемешивание верхнего слоя воды с нижним (снижается концентрация растворенного кислорода)

Больше заданий здесь! Жми!

 

27. Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу одной цепи соответствует 3’ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5’ к 3’ концу.

Ген имеет кодирующую и некодирующую области. Кодирующая область гена называется “открытая рамка считывания”. Фрагмент конца гена имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь матричная (транскрибируемая)):

5’ - ГАГАГЦТГАГЦГТАГГТГАГТГЦ - 3’

3’ - ЦТЦТЦГАЦТЦГЦАТЦЦАЦТЦАЦГ - 5’

Определите иРНК и верную открытую рамку считывания. Найдите последовательность аминокислот во фрагменте конца полипептидной цепи. Известно, что итоговый полипептид, кодируемый этим геном, имеет длину более четырех аминокислот. Объясните последовательность решения. Для решения задания используйте таблицу генетического кода. При написании нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.

Ответ: 1. Последовательность иРНК: 5‘-ГАГАГЦУГАГЦГУАГГУГАГУГЦ-3’

2. Стоп-кодон 5’-УГА-3’ (УГА) (или выделен на иРНК)

3. Находим открытую рамку считывания: 5’-АГАГЦУГАГЦГУАГГУГА-3’

ИЛИ

5’-АГАГЦУГАГЦГУАГГ-3’ (или выделена на иРНК)

4. Последовательность полипептида: арг-ала-глу-арг-арг

 

28. При скрещивании мышей с извитой шерстью нормальной длины и мышей с прямой длинной шерстью все гибриды первого поколения имели прямую шерсть нормальной длины. В анализирующем скрещивании этих гибридов получено четыре фенотипические группы потомков: 27, 99, 98 и 24. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства в каждой группе в двух скрещиваниях, численность каждой группы во втором скрещивании. Объясните формирование четырех фенотипических групп в анализирующем скрещивании.

Ответ: генотипы родителей:

Р: мать ааВВ (извитая шерсть нормальной длины)  х  отец ААвв (прямая длинная шерсть)

G: аВ  х  Ав

F1: АаВв (прямая шерсть нормальной длины) 

 

Анализирующее скрещивание:

Р: мать АаВв (прямая шерсть нормальной длины)  х  отец аавв (извитая длинная шерсть

G: АВ, Ав, аВ, ав   х   ав

Генотипы и фенотипы полученных гибридов:

F2: АаВв - прямая шерсть нормальной длины (27 или 24)

ааВв - извитая шерсть нормальной длины (99 или 98)

Аавв - прямая длинная шерсть (98 или 99)

аавв - извитая длинная шерсть (24 или 27)

Присутствие в потомстве двух многочисленных фенотипических групп особей (99 и 98) примерно в равных долях - это результат сцепленного наследования аллелей А и в, а и В между собой. Две малочисленные фенотипические группы (27 и 24) образуются в результате кроссинговера.

 

Записаться на пробное занятие
Оставьте заявку прямо сейчас
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Комментарий:*
Отправляя форму, Вы принимаете пользовательское соглашение
Спасибо! Форма отправлена
Контакты
Телефон горячей линии:
+7(915)162-59-34
Адрес офиса:
Мы в соц сетях:
Заявка на бесплатную консультацию
Наш менеджер перезвонит в ближайшее время
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Скрытое поле:
Отправляя форму, Вы принимаете пользоательское соглашение
Спасибо! Форма отправлена