Контакты
Телефон горячей линии:
+7 (000) 000 00 00
Адрес офиса:
г. Москва, Ленинский проспект, дом
Адрес электронной почты:
login@domain.ru
График работы :
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Суббота с 10:00 до 17:00
Воскресенье - выходной
Мы в сетях
Способы оплаты
mir_1
tinkoff
sber
Записаться
Наш менеджер перезвонит в ближайшее время
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Скрытое поле:
Отправляя форму, Вы принимаете пользоательское соглашение
Спасибо! Форма отправлена

Вариант 1

1. Рассмотрите таблицу "Признаки живых систем". Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Признаки живых систем Примеры
Сходство клеточной организации Единый план строения амёбы и хламидомонады
? Наличие панциря, перепонок между пальцами и других видовых признаков у детеныша красноухой черепахи

Объяснение: передача видовых признаков из поколения в поколение является примером наследственности. Наследственность - это способность организма передавать свои признаки потомству.

Ответ: наследственность

 

2. Экспериментатор нанес каплю дистиллированной воды на предметное стекло с микропрепаратом кожицы лука, клетки которого находятся в состоянии плазмолиза. Как при этом изменилось количество рибосом и объем цитоплазмы в клетках кожицы лука?

Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения?

1. увеличилась

2. уменьшилась

3. не изменилась

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

Количество рибосом Объем цитоплазмы
   

Объяснение: плазмолиз - это отделение протопласта от оболочки клетки (протопласт - это все внутреннее содержимое клетки, кроме оболочки), поэтому количество рибосом не меняется (так как с содержимым клетки ничего не произошло), а объем цитоплазмы увеличился, потому что она больше не ограничена клеточной стенкой. 

Ответ: 31.

 

3. В соматической клетке свиньи содержится 40 хромосом. Сколько хромосом содержит сперматозоид свиньи? В ответе запишите только соответствующее число.

Объяснение: половые клетки содержатся гаплоидный (одинарный) набор хромосом, в отличие от соматических клеток с двойным набором, поэтому 40 нужно разделить на 2, получается 20.

Ответ: 20.

 

4. По изображенной на схеме родословной человека определите вероятность (%) рождения в браке, отмеченном цифрой 1, ребенка с признаком, обозначенным черным цветом. В отчете запишите только соответствующее число.

Без имени

Объяснение: родитель аа вступил в брак с доминантной гетерозиготой (так как все дети имеют доминантный аллель - прозрачные кружочки и квадратики, нет проявления признака), затем один из детей (гетерозигота) вступил в брак с гетерозиготой, так как один ребенок в браке 1 имеет проявление признака, а другой - нет, поэтому схема скрещивания в браке 1:

Р: Аа Х Аа

G: А, а х А, а

F1: 25% АА, 50% Аа, 25% аа

Ответ: 25.

 

5. Укажите номер, которым на рисунке обозначена структура, увеличивающая площадь поверхности мембраны.

5.1

Объяснение: митохондрии - это двумембранные органеллы (согласно симбиотической теории произошли от гетеротрофных бактерий), которые образуют впячивания внутренней мембраны (кристы) для увеличения площади внутренней, чтобы в митохондриях было как можно больше АТФ-синтаз для осуществления процесса дыхания.

Ответ: 6.

 

6. Установите соответствие между характеристиками и структурами органоида, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4.

Характеристики

А. Является местом протекания реакций цикла Кребса

Б. Является резервуаром для накопления ионов водорода

В. Осуществляет транспорт электронов

Г. Служит средой для ферментативных реакций

Д. Отделяет митохондрию от цитоплазмы

Е. Содержит фермент, синтезирующий АТФ

Структуры органоида

1. 1

2. 2

3. 3

4. 4

Объяснение: 1 - внешняя мембрана - отделяет митохондрии от цитоплазмы (отграничивает) - Д

2 - внутренняя мембрана - по ней проходит электрон-транспортная цепь и на мембране находится АТФ-аза (ферментный комплекс, синтезирующий АТФ - универсальную энергетическую единицу живых организмов) - В и Е

3 - матрикс - внутреннее содержимое митохондрий, здесь проходят реакции цикла Кребса (Д), а эти реакции ферментативные (Г)

4 - межмембранное пространство, здесь накапливаются ионы водорода (Б), так как они вырабатываются АТФ-азой, часть которой выходит в межмебранное пространство

Ответ: 342312.

 

7. Выберите три верных ответа из шести. Какие из перечисленных ниже причин вызывают комбинативную изменчивость?

1. Потеря участка хромосомы

2. Независимое расхождение гомологичных хромосом в мейозе

3. Изменение последовательности нуклеотидов в пределах гена

4. Рекомбинация генов в результате кроссинговера

5. Случайное сочетание гамет при оплодотворении

6. Перенос участка хромосомы на негомологичную хромосому

Объяснение: комбинативная изменчивость - это тип наследственной изменчивости, который возникает при различных рекомбинациях, например, при независимом расхождении гомологичных хромосом (2), при кроссинговере (4), случайном сочетании гамет при оплодотворении (5).

Ответ: 245.

 

8. Установите последовательность процессов развития и формирования яйцеклетки.

1. Рост ооцитов

2. Мейоз ооцитов первого порядка

3. Формирование яйцеклетки

4. Образование диплоидных клеток в оогенной ткани яичников

5. Образование ооцитов второго порядка

Объяснение: сначала предшественники ооцитов делятся митозом (стадия размножения), таким образом, увеличивая свое количество, затем они растут и накапливают питательные вещества (стадия роста), далее происходит первое деление мейоза: ооциты первого порядка делятся, образуя ооциты второго порядка, в результате из одного ооцита первого порядка образуется одна яйцеклетка и три полярных тельца, которые содержат в себе лишний генетический материал.

Ответ: 41253.

 

Рассмотрите рисунок и выполните задания 9 и 10.

9.1

9. Каким номером на рисунке обозначена хвостатая церкария?

Объяснение: на рисунке изображен жизненный цикл печеночного сосальщика, ищем хвостатую стадию - церкарию. Очевидно, что она под номером 6 (виден хвост).

Ответ: 6.

 

10. Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла паразита.

Характеристики

А. Имеет ротовую присоску

Б. Личиночная стадия

В. Яйцо

Г. Взрослый паразит

Д. Перемещается с помощью ресничек

Е. Заражение прудовика

Стадии жизненного цикла паразита

1. 1

2. 2

3. 3

Объяснение: 1 - взрослый червь в печени животного, видно на картинке, что есть ротовая присоска (у печеночного сосальщика две присоски - ротовая и брюшная). Почему взрослый паразит именно под номером 1: потому что крупное животное - постоянный хозяин, из тела которого выходит яйцо сосальщика. 2 - яйцо. 3 - из яйца (2) выходит личинка с ресничками, при помощи которых она передвигается (реснички видны на картинке), личинка заражает прудовика (промежуточный хозяин).

Ответ: 132133.

 

11. Выберите три верных ответа из шести. Побеговую природу клубня картофеля доказывает

1. Осевое строение

2. Запасание крахмала

3. Опробковение клеток

4. Наличие пазушных почек (глазков)

5. Наличие листовых рубцов (бровок)

6. Способность к фотосинтезу

Объяснение: клубень картофеля - это видоизмененный побег, так как имеет глазки - пазушные почки (4), есть листовые рубцы (бровки) (5), зеленее на солнце (фотосинтезирует, выделяя соланин) (6).

Ответ: 456.

 

12. Установите последовательность систематических групп растений, начиная с самого высокого ранга. 

1. Орхидные

2. Любка

3. Однодольные

4. Цветковые

5. Любка двулистная (ночная фиалка)

6. Растения

Объяснение: располагаем таксоны, начиная с самого большого:

Царство Растения

Отдел Цветковые (Покрытосеменные)

Класс Однодольные

Семейство Орхидные

Род Любка

Вид Любка двулистная (ночная фиалка)

Ответ: 643125.

 

Рассмотрите рисунок и выполните задания 13 и 14.

13.1

13. Какой цифрой на рисунке обозначена гортань?

Объяснение: гортань обозначена цифрой 2, 1 - носовая полость, 3 - легкое, 4 - трахея, 5 - терминальная бронхиола, 6 - альвеола.

Ответ: 2.

 

14. Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3.

Характеристики

А. Состоит из множества альвеол

Б. Обеспечивает обмен кислорода между внешней средой и кровью

В. Стенка содержит обонятельные рецепторы

Г. Содержит хрящ, предотвращающий попадание пищи в дыхательные пути во время глотания

Д. Проводит воздух из ротоглотки в трахею

Е. Образована раковинами и ходами

Структуры

1. 1

2. 2

3. 3

Объяснение: 

Ответ: 331221.

 

15. Выберите три верных ответа из шести. Что характерно для спинного мозга человека?

1. Обеспечивает иннервацию глазных мышц

2. Обеспечивает высшую нервную деятельность

3. Выполняет рефлекторную и проводниковую функции

4. Участвует в формировании ориентировочных рефлексов

5. Образован серым и белым веществом

6. Формируется в эмбриогенезе из эктодермы

Объяснение: спинной мозг не контролирует глазные мышцы, не обеспечивает ВНД, выполняет рефлекторную и проводниковую функции, образован серым и белым веществом, формируется из эктодермы (как и вся нервная система).

Ответ: 356.

 

16. Установите последовательность процессов, происходящих с кровью в малом круге кровообращения у человека, начиная с систолы сердца.

1. Поступление венозной крови в капилляры альвеол

2. Движение венозной крови по легочному стволу

3. Поступление артериальной крови в левое предсердие

4. Образование оксигемоглобина в эритроцитах

5. Движение артериальной крови по легочным венам

6. Выброс крови в результате сокращения правого желудочка

Объяснение: во время систолы желудочков происходит выброс венозной крови из правого желудочка в легочный ствол, затем венозная кровь движется в капилляры альвеол, где становится артериальной, гемоглобин реагирует с кислородом, получается оксигемоглоибн, артериальная кровь движется обратно в сердце по легочным венам в левое предсердие.

Ответ: 621453.

 

17. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологических признаков вида Крапива двудомная. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. В России крапива двудомная произрастает в Европейской части и Западной Сибири и на Дальнем Востоке. 2. Крапива растет на сорных местах у жилищ и заборов, вдоль дорог, на пустырях и заброшенных землях. 3. Всё растение густо покрыто жгучими волосками. 4. У этого вида крапивы имеется длинное, горизонтально расположенное корневище с придаточными корнями. 5. Благодаря своей способности размножаться с помощью корневища часто образует обширные заросли - крапивники. 6. Цветки у крапивы зеленые, раздельнополые.

Объяснение: морфологический критерий описывает внешнее строение организма. Он упоминается в предложения 3, 4 и 6. Обращаем внимание на фразы: "густо покрыто жгучими волосками", "длинное, горизонтально расположенное корневище с придаточными корнями", "цветки зеленые, раздельнополые".

Ответ: 346.

 

18. Выберите три верных ответа из шести. 

Наземно-воздушная среда обитания, в отличие от водной среды, характеризуется

1. Низкой плотностью

2. Высоким содержанием кислорода

3. Меньшей амплитудой температурных колебаний

4. Высокой теплопроводностью

5. Низкой прозрачностью

6. Обилием света

Объяснение: наземно-воздушная среда имеет более низкую плотность, чем водная, содержит больше кислорода (в воде кислород растворен), также больше света (солнечным лучам тяжело проникать сквозь воду.

Ответ: 126.

 

19. Установите соответствие между характеристиками эволюционных процессов и формами естественного отбора.

Характеристика эволюционных процессов

А. Возникает новое среднее значение признака

Б. Действует против особей с крайними значениями признака

В. Приводит к одностороннему сдвигу нормы реакции признака при изменившихся условиях среды

Г. Приводит к формированию двух различных популяций

Д. Действует при постоянных условиях среды

Е. Действует в пользу организмов, имеющих крайние отклонения признака

Формы естественного отбора

1. Разрывающая

2. Движущая

3. Стабилизирующая

Объяснение: разрывающий (дизруптивный) отбор - форма, при которой сохраняются крайние варианты признака, а убираются (исключаются/умирают) его средние значения, следовательно, он приводит к формированию двух новых популяций и действует в пользу организмов, имеющих крайние отклонения признака. Движущий отбор - действует при направленном изменении условий внешней среды, следовательно. возникает новое среднее значение признака и приводит к одностороннему сдвигу нормы реакции. Стабилизирующий отбор приводит к сохранению среднего фенотипа и удаляет отклонившиеся фенотипы, то есть действует против особей с крайними значениями признака и при постоянных условиях среды.

Ответ: 232131.

 

20. Установите последовательность эволюционных процессов в ходе географического видообразования у сухопутных улиток. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1. Выживание особей с определенными фенотипами в результате действия естественного отбора

2. Появление в ареале улиток расщелин и оврагов в результате землетрясения

3. Возникновение репродуктивной изоляции между популяциями

4. Протекание мутационных процессов в изолированных популяциях

5. Накопление различий в генофондах изолированных популяций в течение множества поколений

Объяснение: при географическом видообразовании у сухопутных улиток сначала появляются улитки в расщелинах и оврагах, затем в изолированных популяциях возникают мутации, выживают особи только с определенными фенотипами, положительные мутации в данных условиях накапливаются в генофондах, в результате возникает репродуктивная изоляция, которая приводит к возникновению нового вида.

Ответ: 24153.

 

21. Проанализируйте таблицу "Строение сустава". Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. 

Элементы сустава Характеристики Функции
Суставная сумка Б Обеспечивает прочность сустава
Суставная головка Покрыта хрящом В
А Содержит суставную жидкость Обеспечивает смазку костей

Список элементов:

1. Суставные связки

2. Суставная полость

3. Сухожилие

4. Образована соединительной тканью

5. Образована мышечной тканью

6. Обеспечивает кровоснабжение сустава

7. Облегчает скольжение костей

8. Является местом прикрепления мышц

Объяснение: А - суставная жидкость содержится в суставной полости

Б - суставная сумка образована соединительной тканью

В - суставная головка облегчает скольжение костей

Ответ: 247.

 

22. Проанализируйте диаграмму "Влияние бактерии Хеликобактер на изменение содержания желчных кислот в желчи у мутантных мышей и мышей, имеющих нормальный генотип".

22.1

А. Мыши с нормальным генотипом, не получавшие культуры бактерий Хеликобактер

Б. Мыши с нормальным генотипом, получавшие культуру бактерий Хеликобактер

В. Мутантные мыши, не получавшие культуры бактерий Хеликобактер

Г. Мутантные мыши, получавшие культуру бактерий Хеликобактер

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе соответствующие цифры.

1. Мутация способствует размножению бактерий Хеликобактер

2. Заражение бактериями Хеликобактер повышает содержание желчных кислот в желчи у мышей с нормальным генотипом

3. Заражение бактериями Хеликобактер незначительно подавляет выработку желчи у мутантных мышей

4. Мутация приводит к повышению содержания желчных кислот в желчи у мышей

5. Заражение бактериями Хеликобактер увеличивает выработку желчи у мышей с нормальным генотипом

Объяснение: 1. В условии нет информации о том, что мутация каким-то образом действует на размножение бактерий

2. Видно, что у немутантных мышей Хеликобактер способствует повышению содержания желчных кислот

3. Не можем утверждать, так как видно, что у мутантных мышей увеличена выработка желчных кислот, но причина неизвестна

4. Видно на диаграмме

5. Увеличивается содержание желчных кислот, но не количество желчи

Ответ: 24.

 

Прочитайте описание эксперимента и выполните задания 23 и 24.

Экспериментатор провел эксперимент с дафниями в целях изучения работы сердца. Для этого он взял культуру дафний (Daphnia pulex) из пруда и поместил их в растворы с восходящей концентрацией хлорида кальция. Результаты эксперимента показаны в таблице.

   Раствор, концентрация ионов кальция (г/л)
0,2 0,4 0,6 0,8
Частота сердечных сокращений/10 минут 293 347 412 432

 

23. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая - независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? Какие условия необходимо соблюсти при постановке контроля? С какой целью необходимо такой контроль ставить?

(*Отрицательный контроль - это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).

Объяснение: независимая переменная - это концентрация хлорида кальция, так как именно ее задает экспериментатор. В соответствии с этим изменяется зависимая переменная - частота сердечных сокращений. В качестве отрицательного контроля можно поставить следующий эксперимент: поместить дафний в растворы с одинаковой концентрацией хлорида кальция. Это позволит определить, что частота сердечных сокращений действительно зависит от концентрации раствора хлорида кальция. Остальные параметры (свет, температура) оставляем без изменений.

 

24. Как зависит частота сердечных сокращений дафний от концентрации ионов кальция в растворе? Какой тип кровеносной системы характерен для дафний? Какой эффект можно наблюдать, если в культуру дафний, взятых из пруда, добавить ацетилхолин? (Считать реакцию сердца дафнии на химические вещества аналогичной реакции человека). Ответ поясните.

Объяснение: чем выше концентрация ионов кальция, тем выше частота сердечных сокращений (так как кальций является обязательным условием сокращения мышц). Для дафний характерна незамкнутая кровеносная система, так как дафнии - ракообразные. У человека (и у дафний) ацетилхолин (нейромедиатор) подавляет ЧСС.

 

25. Назовите тип и фазу деления исходной диплоидной клетки, изображенной на схеме. Ответ обоснуйте. Какое биологическое значение имеет этот тип деления клетки? Укажите два значения.

Объяснение: на рисунке изображен мейоз (так как видно, что деление только начинается, но при этом отсутствуют пары гомологичных хромосом, потому что одно деление уже произошло и клетка начинает второе деление мейоза). Фаза - профаза 2, так как пары гомологичных хромосом уже разошлись, но второе деление только началось: образуется веретено деления, оболочка ядра исчезла, хромосомы уже спирализованы. Биологическое значение мейоза: увеличение генетического разнообразия потомства (с целью адаптации и выживания) с сохранением количества хромосом (генетического набора).

 

26. Известно, что кислород может растворяться в воде. Почему в организме человека кислород транспортируется эритроцитами, а не плазмой крови? С каким веществом в эритроцитах связывается кислород и какое соединение при этом образуется? Ион какого химического элемента обеспечивает связывание кислорода? Какое видимое изменение крови может свидетельствовать о связывании кислорода с эритроцитами?

Объяснение: растворимость кислорода в плазме крови ниже, чем в воде, поэтому в крови человека кислород связывается с белком гемоглобином, который содержится в эритроцитах. При взаимодействии кислорода и гемоглобина образуется оксигемоглобин. Связывание кислорода обеспечивается присутствием иона железа. Превращение венозной (темно-красной) крови в артериальную (алую) свидетельствует о связывании кислорода с гемоглобином..

 

27. Палеонтологические доказательства эволюции относятся к важнейшим. Почему вреди многочисленных остатков крайне редко можно встретить червей и медуз, хотя известно, что на определенных этапах развития жизни на Земле они составляли более чем 80% обитавших на планете животных? Как можно объяснить тот факт, что наибольшее количество находок, которые делают палеонтологи, приходится на представителей водной фауны? Приведите не менее трех причин.

Объясните: медузы и черви - мягкотелые животные, обитающие (преимущественно) в воде. Лучше сохраняются организмы, имеющие скелет или панцирь (потому что нужно больше времени на разложение. После того, как медузы и черви оседают, они начинают разлагаться, но в воде разложение происходит медленнее из-за меньшей концентрации кислорода. Многие водные организмы после гибели оседали на дно и впечатывались в осадочные породы (известняк). Человек на суше истребляет гораздо больше наземных организмов, так как освоил водную среду сравнительно недавно, поэтому палеонтологи находят больше представителей водной фауны, а еще это может объясняться тем, что водная среда очень долгое время была заселена живыми организмами, которые вышли на сушу тоже сравнительно недавно.

 

28. Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5'-концу одной цепи соответствует 3'-конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5'-конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5' к 3'-концу.

Ген имеет кодирующую и некодирующую области. Фрагмент начала гена имеет следующую последовательность нуклеотидов:

5'-ГЦТГАТГАТЦГАЦГТАТАТАТЦ-3'

3'-ЦГАЦТАЦТАГЦТГЦАТАТАТАГ-5'

Определите последовательность аминокислот начала полипептида, если синтез начинается с аминокислоты мет. Объясните последовательность решения задачи. 

Объяснение: аминокислоте мет соответствует триплет 5'-АУГ-3', следовательно определяем комплементарный триплет на ДНК - ТАЦ. Нижняя цепь - матричная. Определяем последовательность иРНК: 5'-АУГАУЦГАЦГУАУАУАУЦ-3'. Фрагмент полипептида - мет-иле-асп-вал-тир-иле.

 

29. У человека между аллелями генов красно-зеленого дальтонизма и гемофилии типа А происходит кроссинговер. Не имеющая указанных заболеваний женщина, у отца которой была гемофилия, а у матери - дальтонизм, вышла замуж за мужчину, не имеющего таких заболеваний. Родившаяся в этом браке моногомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего таких заболеваний. В этой семье родился ребенок-гемофилик. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение больного этими двумя заболеваниями ребенка? Ответ поясните.

8xTxx6jOcYg

 

 

Использование и копирование запрещено!

Записаться на пробное занятие
Оставьте заявку прямо сейчас
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Комментарий:*
Отправляя форму, Вы принимаете пользовательское соглашение
Спасибо! Форма отправлена
Контакты
Телефон горячей линии:
+7(915)162-59-34
Адрес офиса:
Мы в соц сетях:
Заявка на бесплатную консультацию
Наш менеджер перезвонит в ближайшее время
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Скрытое поле:
Отправляя форму, Вы принимаете пользоательское соглашение
Спасибо! Форма отправлена