Разбор демоверсии ЕГЭ-2024 по биологии (ФИПИ) от 24.08.2023
Часть 1
1. Рассмотрите таблицу "Признаки живых систем" и заполните ячейку, вписав соответствующий термин.
Признак | Пример |
Саморегуляция | Изменение частоты дыхательных движений в зависимости от концентрации в крови углекислого газа |
? | Передача аллелей от родителей потомкам |
Объяснение: аллели (гены, признаки) при размножении передаются от родителей к потомству, данный признак живого называется наследственность.
Ответ: наследственность.
2. Экспериментатор поместил куриную кость на несколько дней в 3%-ный раствор соляной кислоты. Как изменилось количество белков и солей кальция в кости за это время?
Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:
1. увеличилась
2. уменьшилась
3. не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Количество белков | Количество солей кальция |
Объяснение: наличие соляной кислоты не влияет на количество белков, а соли кальция (нерастворимые) в соляной кислоте начинают растворяться, поэтому количество солей кальция уменьшается.
Ответ: 32.
3. В некоторой молекуле ДНК эукариотического организма на долю нуклеотидов с цитозином приходится 31%. Определите долю нуклеотидов с тимином, входящих в состав этой молекулы. В ответе запишите только соответствующее число.
Объяснение: общее количество нуклеотидов в молекуле ДНК равно 100%. Нуклеотиды соединяются попарно: аденин с тимином, цитозин с гуанином, следовательно количество нуклеотидов с аденином равно количеству нуклеотидов с тимином, а количество нуклеотидов с цитозином равно количеству нуклеотидов с гуанином. Значит, на гуанин и цитозин приходится 62% (31+31), тогда на аденин и тимин приходится 38% (100-62), делим 38 на 2, получаем 19%.
Ответ: 19
ИЛИ
В триплоидной клетке эндосперма ржи содержится 21 хромосома. Сколько хромосом содержит клетка ее листа. В ответе запишите только количество хромосом.
Объяснение: эндосперм ржи содержит тройной набор хромосом - это триплоидная клетка. Клетка листа ржи диплоидна (срдержит двойной набор хромосом), поэтому 21 делим на 3 и умножаем на 2.
Ответ: 14
4. Определите соотношение фенотипов в потомстве от моногибридного скрещивания двух гетерозиготных организмов в случае полного доминирования. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.
Решение:
Р: Аа х Аа
G: А, а х А, а
F1: 1АА: 2Аа: 1аа - расщепление по генотипу
3:1 - расщепление по фенотипу
Ответ: 31
ИЛИ
По изображенной на рисунке родословной определите вероятность (в процентах) рождения в браке, отмеченном цифрой 1, ребенка с явно проявившимся признаком при полном его доминировании. В ответе запишите только соответствующее число.
Решение: оба родителя в браке 1 гетерозиготны, поэтому по первому закону Менделя, вероятность рождения ребенка с проявлением признака будет 75%
Ответ: 75.
Рассмотрите схему и выполните задания 5 и 6.
5. Каким номером на схеме обозначена зона, в которой клетки делятся мейозом?
Объяснение: мейоз обозначен цифрой 8, потому что именно на этой стадии происходит два деления исходной клетки.
Ответ: 8
6. Установите соответствие между характеристиками и типами клеток в сперматогенезе. обозначенными цифрами на схеме выше.
Характеристики
А. В клетке содержатся непарные двухноматидные хромосомы
Б. Клетку называют сперматоцитом II порядка
В. Образование четырех генетически различных клеток
Г. Вступающая в мейоз клетка
Д. Клетки содержат однохроматидные хромосомы
Е. Хромосомный набор клеток 1n2c
Типы клеток в сперматогенезе
1. 1
2. 2
3. 3
Объяснение: номером 1 обозначена клетка, вступающая в мейоз (фаза созревания), номером 2 обозначены клетки, прошедшие первое деление мейоза и вступающие во второе деление, то есть в клетке содержатся непарные двухроматидные хромосомы, клетку называют сперматоцитом 2-го порядка, хромосомные набор клеток 1n2c. Номером 3 обозначены клетки, прошедшие втрое деление мейоза, в результате которого образовалось четыре генетически различных клетки, содержащие однохроматидные хромосомы.
Ответ: 223132
7. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из приведенных понятий относят к изображенной на рисунке структуре?
1. Водородные связи
2. Пептидные связи
3. Нуклеотиды
4. Аминокислоты
5. Комплементарность
6. Дисульфидные мостики
Объяснение: на рисунке представлен фрагмент молекулы ДНК. ДНК - это двуцепочечная молекула, состоящая из нуклеотидов, нуклеотиды (аденин, тимин, цитозин, гуанин) собраны в цепочки, которые соединены водородными связями. Нуклеотиды соединены попарно по принципу комплементарности: А и Т, Г и Ц.
Ответ: 135.
ИЛИ
Выберите три верных ответа из шести. Какие из перечисленных ниже признаков можно использовать для описания типичной клетки бактерий?
1. Отсутствует ядерная оболочка
2. Клетка содержит митохондрии
3. Клеточная стенка состоит из муреина
4. Генетический материал представлен замкнутой (кольцевой) молекулой ДНК
5. Клетка способна к фагоцитозу
6. Рибосомы имеют константу седиментации (осаждения) 80S
Объяснение: в бактериальных клетках отсутствует ядерная оболочка и все мембранные органеллы, кроме самой клеточной мембраны. Бактериальная клетка не содержит митохондрии, клеточная стенка состоит из муреина, молекула ДНК кольцевая, клетка не способна к фагоцитозу, так как окружена толстой клеточной стенкой, константа седиментации рибосом - 70S.
Ответ: 134.
8. Установите последовательность событий, происходящих при получении гетерозисных организмов. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Получение гомозиготных линий
2. Многократное самоопыление родительских растений
3. Поддержание полученного эффекта гетерозиса в ряду поколений вегетативным размножением высокопродуктивных гибридов
4. Получение высокопродуктивных гибридов
5. Скрещивание организмов двух разных чистых линий
Объяснение: для начала нужно получить чистые линии путем многократного самоопыления, затем этих двух организмов скрещивают, получают высокопродуктивных гибридов, поддерживают полученный эффект.
Ответ: 21543.
Рассмотрите рисунок и выполните задания 9 и 10.
9. Каким номером на рисунке обозначена стадия жизненного цикла паразита, которая попадает в окончательного хозяина?
Объяснение: обращаем внимание на стадию до окончательного хозяина - коровы. В теле окончательного хозяина происходит размножение.
Ответ: 7.
10. Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла паразита, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3.
Характеристики
А. Заражение промежуточного хозяина
Б. Личиночная стадия
В. Оплодотворенная яйцеклетка (яйцо)
Г. Развитие в печени основного хозяина
Д. Активно плавает в воде
Е. Имеет гермафродитную половую систему
Стадии жизненного цикла паразита
1. 1
2. 2
3. 3
Объяснение: 1 - взрослая особь печеночного сосальщика, она развивается в печени основного хозяина и имеет гермафродитную половую систему. 2 - яйцо (оплодотворенная яйцеклетка), 3 - личинка, вышедшая из яйца, заражает промежуточного хозяина, активно плавая в воде.
Ответ: 332131.
11. Выберите три верных ответа из шести. Если растение обладает цветком, изображенным на рисунке, то для этого растения характерны:
1. Одна семядоля в зародыше семени
2. Спорогон на концах побегов
3. Внешнее оплодотворение
4. Мочковатая корневая система
5. Сетчатое жилкование листьев
6. Отсутствие камбия в стебле
Объяснение: на рисунке изображен цветок однодольных, поэтому выбираем признаки, характерные для них: наличие одной семядоли, мочковатая корневая система, отсутствие камбия в стебле.
Ответ: 146.
ИЛИ
Выберите три верных ответа из шести. Какие утверждения о реакции растений на водный режим являются верными?
1. При повышении температуры с 20 до 30 градусов Цельсия интенсивность транспирации увеличивается
2. При потере тургора устьица открываются
3. Растения степей поглощают водяной пар при открывании устьиц
4. С уменьшением влажности почвы транспирация уменьшается
5. Чем меньше относительная влажность воздуха, тем выше интенсивность транспирации
6. Чем концентрированнее клеточный сок, тем сильнее транспирация
Объяснение: интенсивность транспирации увеличивается при повышении температуры, так как скорость химических реакций увеличивается, транспирация уменьшается если в почве становится меньше воды, так как падает тургор, при уменьшении влажности воздуха интенсивность транспирации увеличивается.
Ответ: 145.
12. Установите последовательность систематических групп организмов, начиная с самого низкого ранга. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. Багульник болотный
2. Двудольные
3. Растения
4. Багульник
5. Покрытосеменные
6. Вересковые
Объяснение: расставляем систематические группы, начиная с самого низкого таксона.
Ответ: 146253.
Рассмотрите рисунок и выполните задания 13 и 14.
13. Какой цифрой на рисунке обозначена трахея?
Объяснение: ищем хрящевые полукольца, именно из них состоит трахея. Трахея обозначена номером 4.
Ответ: 4.
14. Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3.
Характеристики
А. Проводит воздух из носоглотки в трахею
Б. Обеспечивает газообмен между кровью и воздухом
В. Способствует очищению, согреванию (охлаждению) и увлажнению вдыхаемого воздуха
Г. Содержит хрящ, предотвращающий попадание пищи в дыхательные пути во время глотания
Д. Состоит из нескольких долей
Е. Находится в плевральной полости
СТРУКТУРЫ
1. 1
2. 2
3. 3
Объяснение: 1 - воздух в носоглотке очищается, согревается (охлаждается) и увлажняется. 2 - гортань проводит воздух из носоглотки в трахею, содержит надгортанник), 3 - легкие, обеспечивают газообмен, состоят из нескольких долей, находятся в плевральной полости.
Ответ: 231233.
15. Выберите три верных ответа из шести.
Какие признаки характерны для ткани, представленной на рисунке?
1. Участвует в образовании стенок кровеносных сосудов
2. Обеспечивает перемещение тела в пространстве
3. Состоит из веретеновидных клеток
4. Образована одноядерными клетками
5. Обладает возбудимостью и сократимостью
6. Управляется соматическим отделом нервной системы
Объяснение: на рисунке изображена поперечно-полосатая мышечная ткань (скелетная мускулатура), так как видны длинные многоядерные волокна. Для данной ткани характерно обеспечение перемещения тела в пространстве, возбудимость и сократимость, управление соматическим отделом нервной системы.
Ответ: 256.
ИЛИ
Выберите три верных ответа из шести.
Что характерно для вен, в отличие от артерий?
1. Относительно тонкий мышечный слой
2. Наличие клапанов
3. Высокое кровяное давление
4. Быстрый ток крови
5. Разносят кровь к органам и тканям
6. Транспорт крови к сердцу
Объяснение: вены несут кровь к сердцу, имеют тонкую трехслойную стенку, имеют клапаны для препятствия обратного тока крови.
Ответ: 126.
16. Установите последовательность прохождения мочевины по анатомическим структурам выделительной системы человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1. Собирательная трубочка нефрона
2. Мочеточник
3. Мочеиспускательный канал
4. Почечная лоханка
5. Мочевой пузырь
Объяснение: моча образуется в собирательной трубочке нефрона, собирается из нефронов почки в почечную лоханку, по мочеточнику попадает в мочевой пузырь и выходит наружу через мочеиспускательный канал.
Ответ: 14253.
17. Выберите три предложения, в которых даны описания научных взглядов Ж.-Б. Ламарка. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Ученый является создателем первой эволюционной теории, в которой излагались взгляды об историческом развитии видов. 2. Ж.-Б. Ламарк первым выдвинул гипотезу самопроизвольного зарождения жизни на Земле. 3. Историческое развитие живой природы ученый представлял как непрерывное поступательное движение от низших форм жизни к высшим. 4. Он считал наследственную изменчивость, борьбу за существование и естественный отбор движущими силами эволюции. 5. Он был убежден в изначально заложенном в каждом живом организме стремлении к совершенству и прогрессивному развитию. 6. Ученый выделил три формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую, борьбу с неблагоприятными условиями среды.
Объяснение: Ламарк создал первую эволюционную теорию, которая оказалась ошибочной (1), но способствовала развитию знаний об эволюции. Предложение 3 относится к Ламарку. Ламарк считал, что каждый организм стремится к самосовершенствованию (5).
Ответ: 135.
18. Выберите три верных ответа из шести.
При сокращении численности насекомых-опылителей на лугу со временем
1. Сокращается количество функциональных групп экосистемы
2. Возрастает разнообразие хищных птиц
3. Возрастает доля ветроопыляемых растений
4. Увеличивается численность растений-паразитов
5. Уменьшается численность насекомоядных птиц
6. Сокращается численность насекомоопыляемых растений с ярким околоцветником
Объяснение: сокращение численности насекомых-опылителей на лугу способствует увеличению количества ветроопыляемых растений (так как насекомоопыляемых растений становится меньше), уменьшается количество насекомоядных птиц, потому что становится меньше насекомых - меньше еды для птиц.
Ответ: 356.
19. Установите соответствие между примерами и группами экологических факторов.
ПРИМЕРЫ
А. Влияние атмосферного давления на жизнедеятельность горного барана
Б. Воздействие на популяцию изменения рельефа местности, вызванного землетрясением
В. Снижение численности популяции зайцев в результате эпидемии
Г. Отношения между волками в стае
Д. Конкуренция за свет и воду между соснами в лесу
ГРУППЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ
1. Абиотический
2. Биотический
Объяснение: к абиотическим факторам относятся факторы неживой природы: атмосферное давление и рельеф местности. К биотическим факторам относятся взаимоотношения между живыми организмами: эпидемия зайцев, отношения между волками в стае, конкуренция между соснами.
Ответ: 11222.
20. Рассмотрите рисунки с изображением бабочек березовых пядениц. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Тип приспособления | Форма естественного отбора | Материал для естественного отбора |
А | Б | В |
Список элементов:
1. Мутация
2. Предупреждающая окраска
3. Конвергенция
4. Движущая
5. Адаптивная модификация
6. Маскировка
7. Половой отбор
8. Стабилизирующая
Объяснение: тип приспособления - маскировка, так как бабочки маскируются под рисунок на деревьях. Форма отбора - движущая, то есть сдвиг в сторону большего проявления мутации, в итоге в популяции все бабочки станут темными. Материал дл я естественного отбора - мутация, в результате мутации (темная окраска вместо светлой, бабочки приспособились к изменившимся условиям окружающей среды).
Ответ: 641.
ИЛИ
Проанализируйте таблицу "Виды естественного отбора". Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
Вид отбора | Характеристика | Пример |
А | Давлению подвергаются особи со средним значением признака | Образование двух рас погремка с разными сроками цветения на сенокосных лугах |
Движущий | Б | Постепенное увеличение длины шеи у жирафов в ряду поколений |
Стабилизирующий | Давлению подвергаются особи с проявлением признака, отклоняющимся от среднего значения | В |
Список элементов:
1. Появление белой крысы в популяции серых крыс
2. Формирование различных форм клюва у галапагосских вьюрков
3. Формирование определенной толщины панциря у черепах
4. Разрывающий
5. Элиминирующий
6. Давлению подвергаются особи с одним из крайних проявлений признака
7. Давлению подвергаются самые крупные особи
8. Под наибольшим давлением оказываются особи с самым выраженным и средним проявлением признака
Объяснение: третий вид отбора - дизруптивный или разрывающий. При движущем отборе особи с одним из крайних проявлений признака становятся угнетенными. Примером стабилизирующего отбора является формирование определенной толщины панциря у черепах (остаются особи со средним значением признака).
Ответ: 641.
21. Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий.
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
Скорость размножения бактерий
1. Всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды
2. Зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии
3. Зависит от генетической программы организма
4. Повышается при изменении температуры с 20 до 35С
5. Изменяется в зависимости от температуры
Объяснение: на графике видно, что увеличение количества клеток происходит при температуре 20-35 градусов Цельсия, кроме того, видна четкая зависимость скорости размножения бактерий при температуре (при повышении температуры график растет, доходит до оптимума, затем скорость начинает снижаться).
Ответ: 45.
ИЛИ
Проанализируйте диаграмму "Содержание Т-лимфоцитов-киллеров в тимусе здоровых и больных раком мышей при употреблении вещества Х". В эксперименте использовали мышей, имеющих онкологическое заболевание, в качестве контроля были взяты здоровые мыши. В каждой группе половину мышей поили чистой водой, а другую - водой с добавлением вещества Х. Через 14 дней брали на анализ тимус (вилочковую железу).
Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1. Вещество Х способствует увеличению содержания Т-лимфоцитов киллеров в тимусе
2. Наличие опухоли приводит к незначительному снижению содержания Т-лимфоцитов-киллеров в тимусе
3. Вещество Х ослабляет организм
4. Тимус увеличивается из-за употребления вещества Х
5. Вода стимулирует иммунный ответ организма
Объяснение: обе темные колонки выше, чем белые, значит вещество Х способствует увеличению количества Т-лимфоцитов, а при наличии опухоли показатели немного снижаются (колонки справа чуть ниже, чем колонки слева).
Ответ: 12.
Прочитайте описание эксперимента и выполните задания 22 и 23.
Ученый изучал влияние различных экологических факторов на процесс фотосинтеза. Свой эксперимент исследователь проводил в специальной теплице, где были высажены 300 растений томата сорта Шапка Мономаха. В герметичную теплицу с определенной периодичностью закачивался углекислый газ разной концентрации. С помощью датчиков ученый фиксировал показатели скорости фотосинтеза, которые приведены на графике ниже.
22. Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая - независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль. (Отрицательный контроль - это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию) С какой целью необходимо такой контроль ставить?
Элементы ответа: 1. Зависимая переменная (изменяющаяся в эксперименте) - относительная скорость фотосинтеза; независимая переменная (задаваемая экспериментатором) - концентрация углекислого газа в теплице
2. Растения томата необходимо посадить в теплицу, концентрация углекислого газа в которой искусственно поддерживается постоянной в течение всего эксперимента
3. Остальные параметры (освещение, влажность и др.) необходимо оставить без изменений
4. Такой контроль позволяет проверить, насколько изменения в скорости фотосинтеза обусловлены факторами, не связанными с повышением концентрации углекислого газа
ИЛИ
Какую нулевую гипотезу (принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами) смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему теплица в эксперименте должна быть строго герметичной. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что в теплице было естественное освещение?
Элементы ответа: 1) нулевая гипотеза – скорость фотосинтеза не зависит от концентрации углекислого газа в атмосфере;
2) герметичная теплица позволяет обеспечивать постоянный газовый состав воздуха (постоянную начальную концентрацию углекислого газа);
3) естественное освещение зависит от погодных условий и может изменяться;
4) фотосинтез – многостадийный биологический процесс, скорость которого зависит от множества факторов; 5) при изменении освещения скорость фотосинтеза может меняться, что не позволяет в явном виде установить зависимость от концентрации углекислого газа.
23. Почему при увеличении концентрации углекислого газа свыше 0,1% скорость фотосинтеза не растёт? Как изменится скорость фотосинтеза, если сильно снизить температуру в теплице? Объясните, почему произойдёт изменение. Какую роль играет углекислый газ в процессе фотосинтеза?
Элементы ответа: 1) скорость фотосинтеза лимитируется другими факторами (освещённостью, скоростью накопления АТФ, количеством ферментов световой и темновой фазы и др.);
2) скорость фотосинтеза понизится;
3) при понижении температуры активность ферментов понизится;
4) углекислый газ фиксируется в темновой фазе фотосинтеза (цикле Кальвина) и составляет основу для формирования углеводов;
ИЛИ 4) углекислый газ используется для создания глюкозы в темновой фазе фотосинтеза.
24. Какие процессы, сопровождающие питание амёбы, изображены на рис. А и Б? Назовите структуру клетки, непосредственно участвующую в этих процессах. Какие преобразования с бактерией произойдут далее в клетке амёбы (на рис. А)?
Элементы ответа: 1) А – фагоцитоз;
2) Б – пиноцитоз;
3) участвует плазматическая мембрана клетки (цитоскелет);
4) вокруг бактерии сформируется фагоцитозный пузырёк;
5) фагоцитозный пузырёк сольётся с лизосомой (пищеварительная вакуоль);
6) содержимое фагоцитозного пузырька подвергнется перевариванию (гидролизу, лизису).
ИЛИ
На рисунках изображены скелет с отпечатком перьев и реконструкция археоптерикса, обитавшего на Земле 150–147 млн лет назад.
Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде обитало это животное. Это животное иногда относят к птицам, но оно имело некоторые признаки, нехарактерные для современных птиц. Перечислите те из них, которые видны на рисунках (не менее трёх признаков). Для организмов какого современного класса характерны перечисленные признаки?
Элементы ответа: 1) эра мезозойская, период юрский (должны быть указаны и эра, и период); от современных птиц археоптерикса отличает:
2) наличие челюстей с зубами;
3) наличие длинного хвоста из позвонков;
4) наличие развитых пальцев с когтями на передних конечностях;
5) признаки характерны для класса Пресмыкающиеся.
25. У цыпленка экспериментаторами был вырезан фрагмент бедренной кости площадью 20 кв мм. Через некоторое время площадь дефекта составила 5 кв мм. Что доказывает этот опыт? Какие структуры кости и костной ткани обеспечивают их рост? Почему экспериментаторами был выбран цыпленок, а не взрослый петух? Ответ поясните.
Ответ: 1. Кости способны к регенерации (восстановлению)
2. Надкостница обеспечивает рост кости в толщину (костеобразование)
3. Хрящевые прослойки (метафизы) обеспечивают рост кости в длину
4. В костной ткани цыпленка много клеток (отеобластов), способных к делению (хрящевые прослойки в кости у петуха окостеневают)
5. Восстановление костной ткани у цыпленка происходит быстрее, чем у взрослого петуха
26. На рисунке представлена схема одного из вариантов сукцессий.
Какой вариант сукцессии представлен на рисунке? Ответ поясните, приведите аргументы. Почему именно с лишайников начинается этот вариант сукцессии? За счёт чего изменяется субстрат, на котором обитают лишайники, и к чему это приводит?
Элементы ответа: 1) первичная сукцессия;
2) развитие начинается на безжизненном субстрате, на котором ранее не было почвы (голые камни/скалы, вулканические породы);
3) лишайники не нуждаются в почве, так как получают необходимые вещества при фиксации азота и углекислого газа из атмосферы;
4) субстрат изменяется (образуется почва) из-за разложения отмерших талломов лишайников;
5) при этом лишайники растворяют субстрат за счёт специфических лишайниковых веществ/кислот.
27. Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5ʹ концу в одной цепи соответствует 3ʹ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5ʹ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5ʹ к 3ʹ концу. Все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь – матричная):
Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте и определите аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет с 5ʹ конца соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода. При написании нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.
Схема решения задачи включает: 1) нуклеотидная последовательность участка тРНК: 5ʹ-ЦГААГГУГАЦААУГУ-3ʹ;
2) нуклеотидная последовательность антикодона 5ʹ-УГА-3ʹ (УГА) (третий триплет) соответствует кодону на иРНК 5ʹ-УЦА-3ʹ (УЦА);
3) по таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота сер, которую будет переносить данная тРНК
ИЛИ
Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке при гаметогенезе в метафазе II мейоза и анафазе II мейоза. Объясните полученные результаты.
Схема решения задачи включает: 1) в метафазе II мейоза набор хромосом – n;
2) число молекул ДНК – 2с;
3) в анафазе II мейоза набор хромосом – 2n;
4) число молекул ДНК – 2с;
5) в метафазе II мейоза после редукционного деления (мейоза I), клетки гаплоидные, хромосомы двухроматидные;
6) в анафазе II мейоза к полюсам расходятся сестринские хромосомы
ИЛИ
В популяции растений ночной красавицы (Mirabilis jalapa) из 150 особей 6 растений имеют ярко-красную окраску венчика. Рассчитайте частоты аллелей красной и белой окраски в популяции, а также частоты всех возможных генотипов, если известно, что популяция находится в равновесии Харди-Вайнберга. Ответ поясните.
Ответ: