Вариант 4
Задание 25
Напишите сочиненте по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свое мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объем сочинения - не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляеь собой пересказанные или полностью переписанный исходный текст,без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аакуратно, разборчивым почерком.
Текст 4
(1)Я никогда не называл свою мать матерью, мамой. (2)У меня для неё было другое слово — мамочка. (З)Даже став большим, я не мог изменить этому слову. (4)Я пытался называть её «мама», но с губ помимо моей воли слетало всё то же ласковое, детское — «мамочка». (5)У меня отросли усы, появился бас. (6)Я стеснялся этого слова и на людях произносил его чуть слышно.
(7)Последний раз я произнёс его на мокрой от дождя платформе, у красной солдатской теплушки, в давке, под звуки тревожных гудков паровоза, под крик команды «По вагонам!». (8)Я не знал, что навсегда прощаюсь с матерью. (9)Не знал, что с матерью вообще можно проститься навсегда. (10)Я шептал «мамочка» ей на ухо и, чтобы никто не видел моих мужских слёз, вытирал их о её волосы... (11)Но когда теплушка тронулась — не выдержал. (12)Забыл, что я мужчина, солдат, забыл, что вокруг люди, множество людей, и сквозь грохот колёс, сквозь бьющий в глаза ветер закричал.
(13)— Мамочка! (14)Мамочка...
(15)Но она уже не слышала.
(16)На фронте мы всегда были голодны. (17)Нам всегда было холодно. (18)Только в бою у орудий забывали о голоде и холоде. (19)И ещё — когда получали из дома письма.
(20)Но было у писем из дома одно необычайное свойство, которое каждый открывал для себя и никому не признавался в своём открытии (21)В самые трудные минуты, когда казалось — всё кончено или кончится в следующее мгновение и нет уже ни одной зацепки за жизнь, мы находили в письмах из дома НЗ — неприкосновенный запас жизни. (22)Запаса хватало надолго, его берегли и растягивали, не надеясь пополнить его в скором времени.
(23)У меня не сохранились мамины письма. (24)Я не запомнил их наизусть, хотя перечитывал десятки раз. (25)Но в памяти жива картина жизни родного дома, которая возникала из маминых весточек.
(26)На ледяном ветру я видел её у печки с закрытыми глазами. (27)Это видение возникало ночью на посту. (28)У меня в кармане лежало письмо. (29)От него веяло далёким теплом, пахнувшим смолистыми дровами. (З0)Это родное тепло было сильнее ветра.
(31)Когда от мамы приходило письмо, не было ни бумаги, ни конверта с номером полевой почты, ни строчек. (32)Был мамин голос. (33)Я слышал его даже в грохоте орудий. (34)Дым землянки касался щеки, как дым родного дома.
(35)Под Новый год я увидел у себя дома ёлку. (З6)Мама подробно рассказывала в письме о ёлке. (37)Оказывается, в шкафу случайно нашлись ёлочные свечи. (38)Короткие, разноцветные, похожие на отточенные цветные карандаши. (39)Их зажгли, и с еловых веток по комнате разлился ни с чем не сравнимый аромат стеарина и хвои. (40)В комнате было темно, и только весёлые блуждающие огоньки замирали и разгорались, и тускло мерцали золочёные грецкие орехи.
(41)Старые часы идут и бьют полночь. (42)Сверчок, чудом поселившийся в городской квартире, работает на стрекочущей машинке. (43)Ковш Большой Медведицы стоит на крыше дома, что напротив. (44)Пахнет хлебом. (45)Тихо. (46)Ёлка погасла. (47)Печка горячая.
(48)Потом оказалось, что всё это было легендой, которую умирающая мама сочинила для меня в ледяном доме, где все стёкла были выбиты взрывной волной, а печки были мертвы и люди умирали от осколков. (49)И она писала, умирая. (50)Из ледяного блокадного города слала мне последние капли своего тепла, последние кровинки.
(51)А я поверил легенде. (52)Держался за неё — за свой НЗ, за свою резервную жизнь. (53)Был слишком молод, чтобы читать между строк. (54)Я читал сами строки, не замечая, что буквы кривые, потому что их выводила рука, лишённая сил, для которой перо было тяжёлым, как топор. (55)Мать писала эти письма, пока билось сердце...
(56)Я много знаю о подвигах женщин: выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (57)Я никогда не думал, что всё это имеет отношение к моей матери. (58)К тихой, застенчивой, обыденной, озабоченной только тем, как прокормить нас, обуть, уберечь...
(59)Теперь я оглядываюсь на её жизнь и вижу: она прошла через всё это, но вижу это с опозданием. (60)Но я вижу. (61)Теперь я всё вижу и слышу.
(62)Прости меня, родная!
(По Ю. Яковлеву *)
* Юрий Яковлевич Яковлев (1922—1996) — русский прозаик, сценарист, журналист, автор книг для подростков.
Пошаговая инструкция
ШАГ 1. Прочитайте внимательно текст.
В процессе чтения подчёркивайте слова и выражения, которые непонятны и нуждаются в пояснении. Если значение слова или выражения вам непонятно, не используйте его при написании собственного текста.
Слова и выражения, требующие дополнительного пояснения:
Теплуша - вагон, в котором перевозили солдат в годы Великой Отечественной войны и который дополнительно обогревался.
Весточка известие, сообщение, письмо, телеграмма.
Аромат стеарина - запах вещества, из которого изготавливают свечи.
Мерцали - то вспыхивали, то гасли.
Стрекочущая машинка - пишущая машинка.
Ковш Большой Медведицы - созвездие.
ШАГ 2. Сформулируйте в двух-трёх предложениях одну из проблем, поставленных автором текста.
Для этого подберите, выделите в тексте или сформу- лируйте самостоятельно фразы, способствующие пониманию авторской мысли.
Примеры фраз из текста:
- В самые трудные минуты, когда казалось - все кончено или кончится в следующее мновение и нет уже ни одной зацепки за жизнь, мы находили в письмах из дома НЗ - неприкосновенный запас жизни.
- Мать писала эти письма, пока билось сердце ...
- Я много знаю о подвигах женщин: выносивших с поля боя раненных бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. Я никогда не думал, что все это имеет отношение к моей матери.
Примеры собственных формулировок:
- Материнская любовь... Самая бескорыстная, самая глубокая, самая дорогая.
- Как часто мы произносим в своей жизни слова "мама, мамочка", не всегда задумываясь о том, что мать - самый близкий на земле человек, что она всегда готова поддержать в трудную минуту, помочь из последних сил.
- Какова цена материнской любви? Об этом рассуждает , Яковлев в тексте.
- Материнская любовь.. Как много книг, кинофильмов, картин посвящено этой теме!
- НЗ - неприкосновенный запас жизни - пополняется на фронте регулярно письмами из дома, письмами от матери.
- Рассказчик был слишком молод и не читал между строк этих писем из дома, поверил сочинённой матерью легенде.
- Автор размышляет о том, что такое материнская любовь, как она помогает человеку выжить в трудных условиях войны.
- Предложенный нам текст Ю. Яковлева важен прежде всего тем, что он заставляет каждого из нас вспомнить о своей маме.
ШАГ 3. Прокомментируйте сформулированную проблему, включив в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Возможные варианты начала комментариев:
- Автор текста размышляет о ...
- Говоря о ...
- Размышления-влспоминания автора посвящены ...
- В тексте Ю. Яковлева написано ...
- Для понимания проблемы исходного текста важно ...
ШАГ 4. Сформулируйте в одном-двух предложениях позицию автора (рассказчика).
Следите за чёткостью своей формулировки.
Возможные варианты начала формулирования позиции автора:
- Автор объясняет, почему любовь матери ...
- Авторская позиция видна: ...
- Авторская позиция предельно ясна: ...
- Автор, безусловно, прав, утверждая, что материнская любовь ...
- Ю. Яковлев говорит о ...
ШАГ 5. Выразите своё согласие или несогласие с точкой зрения автора про- читанного текста.
Аргументируйте свою позицию, приведя 2 аргумента. Первый аргумент должен быть основан на вашем читательском опыте.
Вы можете привести в качестве примера художественные тексты, в которых раскрываются образы матерей (например, мать Евгения Базарова из романа И. С. Тургенева "Отцы и дети", мать Наташи Ростовой из романа-эпопеи Л. Н. Толстого "Войнв и мир" и др.), или же тексты, в которых выражается отношение самого автора к образу матери, к ее любви (например, в стихотворении С. Есенина "Письмо матери" и др.).
Примеры произведений, в которых поднимается проблема материнской любви:
А.С. Пушкин "Дубровский" (1832-1833), "Капитанская дочка" (1832-1836), "Нане" (1826).
Н.В. Гоголь "Тарас Бульба" (1835).
И. А. Гончаров "Обыкновенная история" (1847), "Обломов" (1859).
И. С. Тургенев "Отцы и дети" (1862).
М. Е. Салтыков-Щедрин "Господа Головлевы" (1875).
Л. Н. Толстой "Детство" (1852), "Отрочество" (1854), "Война и мир" (1863-1869), "Анна Каренина" (1877).
А. П. Чехов "Вишневый сад" (1903).
С. А. Есенин "Я покинул родимый дом" (1918), "Письмо к матери" (1924).
Б. Л. Пастернак "Доктор Живаго" (1955).
М. А. Шолохов "Тихий Дон" (1925-1940).
В. Г. Распутин "Прощание с матёрой" (1976).
А. И. Солженицын "Матренин двор" (1959).
М. Петросян (Дом, в котором..." (2009).
Б. Шоу "Дом, где разбиваются сердца" (1917).
Аргумент, основанный на вашем читательском опыте, должен состоять из четырёх-пяти предложений и обосновывать целесообразность использования того или иного художественного текста.
Возможные варианты начала аргументации, основанной на читательском опыте:
- Проблема ... поднимается в ... Именно об этом тексте я и хочу рассказать.
- Вопрос о ... акутален для ... Например, ...
- Размышляя о ..., можно обратиться к ...
- Важнейшая проблема поставлена не только Ю. Яковлевм. но и ...
- О самоотверженной материнской любви написаны ...
Второй аргумент должен быть основан на знаниях и жизненных наблюдениях.
Аргумент, основанный на ваших знаниях и жизненных наблюдениях, должен состоять из трёх-четырёх предложений и обосновывать причины вашего обращения к тем или иным позициям, к жизненным обстоятельствам.
Возможные варианты начала аргументации, основанной на знаниях и жизненных наблюдениях:
- Я хочу рассказать о том, ...
- В моей жизни был такой случай ...
- Я уверен (уверена), что ...
- Недавно я прочитал (прочитала) ...
ШАГ 6. Написание заключительного предложения сочинения.
Данная часть необходима для того, чтобы придать собственному тексту логическую завершённость.
Возможные варианты начала заключения:
— Автор каждому из нас …
— После прочтения этого текста …
— Я понял (поняла) …
— Итак, …
— Таким образом, в заключение …
ШАГ 7. Прочитайте внимательно пример сочинения по исходному тексту.
Обратите внимание на композицию текста, аргументацию и комментарии.
Пример сочинения по данному тексту с учетом вышеизложенных рекомендаций:
Какова цена материнской любви? Об этом рассуждает Ю. Яковлев в прочитанном нами тексте. Размышления-воспоминания автора посвящены самому дорогому человеку - матери - и самому тыжелому и страшному периоду его жизни - войне, которые неразрывно связаны. Текст заканчивается словами раскаяния и прощения, к которым может присоединиться каждый из нас. Авторская позиция предельно ясна: не забывайте своих матерей, верьте в их великую силу любви.
О самоотверженной материнской любви написано много произведений русской и европейской литературы. Юрий Яковлев создал образ матери русского воина, солдата. Этот образ во многом созвучен тому, который создал С. А. Есенин в своем стихотворении "Письмо матери". Есенинское стихотворение написано задолго до текста, созданного Ю. Яковлевым. Но есенинская героиня также готова поддержать сына в трудную минуту, дать ему "неприкосновенный заса жизни". Лирический герой стихотворения также чувствует свою внутреннюю связь с матерью:
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Я уверен, что материнская любовь делает каждого из нас счастливей, совестливей, гуманней. Недаром первое слово, которое произносит ребенок, когда начинает говорить, это слово "Мама". Прочитав данный текст, я вспомнил (вспомнила) о незабываемых образах русских матерей, созданных на страницах отечественной классики: графиня Ростова из романа "Война и мир" Л. Н. Толстого, Ильинична из романа М. А. Шолохова "Тихий Дон".
Автор каждому из нас хочет донести следующую мысль: берегите своих матерей, помогайте им.
ШАГ 8. Напишите свой вариант сочинения по данному тексту, используя рекомендации и образец. Следите за своими формулировками. Избегайте повторов фраз и мысли. Не торопитесь. Следите за правильным написанием слов и грамотной расстановкой знаков препинания. Если сомневаетесь в написании того или иного слова, подбирайте синонимы, меняйте формулировку. Если сомневаетесь в постановке знака препинания, переформулируйте фразу. Если сомневаетесь в постановке знака препинания, измените предложение. Продумывайте каждую часть своего сочинения. Опирайтесь при аргументации только на те факты, которые хорошо известны вам.
Русский язык : 20 вариантов сочинений по прочитан- ному тексту для подготовки к единому государственному экзамену / Н.А. Миронова. — Москва : Издательство АСТ, 2017.