Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их
сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти
взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия,
астрономия и космология, математика и философия. <…> они вносят свой
вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных
дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию
человека и т.д.
Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная
экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры
не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть
большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы.
Иное дело – ценности культурные и нравственные. Они или
восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем,
разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи…
Если культура – это совокупность достижений общества в области
науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как
правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе,
литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного
развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться
со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией
своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ
к пониманию духовного мира, своего и чужого.
(По Л.И. Скворцову)
1. Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое
должно стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста.
Запишите это местоимение.
Ответ: все.
Объяснение: смотрим на предыдущее предложение. Там перечислены науки
– их можно объединить местоимением ВСЕ.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых
лексическое значение выделенного слова соответствует его значению
в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ЖИВОЙ. Лёгкий, занимательный, выразительный. Живое изложение.
2) СРЕДА. Окружающие социально-бытовые условия, обстановка.
Из рабочей среды.
3) МИРИТЬСЯ. Терпимо относиться к чему-нибудь. М. с неудобствами.
4) ОСНОВА. Источник; главное, на чём строится что-нибудь, что является
сущностью чего-нибудь. Экономическая о. общества.
5) КЛЮЧ. Металлический стержень с особой комбинацией вырезов
для отпирания и запирания замка. Открыть дверь ключом.
Ответ: 34.
Объяснение: Смотрим на то, какое значение дано в объяснении и в
тексте.
Значение в тексте | Значение после текста | ||
Живой | про организм | легкий | - |
Среда | природная | условия | - |
Мириться | принимать | принимать | + |
Основа | источник | источник | + |
Ключ | переносное значение | для замка - прямое | - |
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики
фрагмента текста. Запишите номера ответов.
1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины
(экология, агроэкология, гидроэкология и др.). В тексте можно выделить
тематическую группу слов (культура, природа, ценности, памятники,
исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир и
др.).
2) Использование метафор (…между экологией природы и экологией
культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию
духовного мира), антонимов (свой – чужой), сравнения (Как всякое живое
на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация
не может смириться с деградацией своего языка.) способствует
эмоциональности, выразительности изложения, помогает дать авторскую
оценку описываемым явлениям.
3) Текст имеет грамматические особенности, характерные для книжной
речи: отглагольные имена существительные (взаимодействие, вклад,
утраты, различие, достижения и др.), конструкции с именами
существительными в родительном падеже (между экологией природы
и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития
народа, к пониманию духовного мира и др.).
4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами,
среди которых – ряды однородных членов предложения, вводные слова.
5) Текст относится к научному стилю, так как основные цели автора –
сообщить информацию, имеющую практическое значение, и дать чёткие
инструкции.
Ответ: 1234.
Объяснение: Утверждение № 5 не соответствует, как как в научном
тексте мы всегда находит термины, рассчитанные на понимание узкой
части населения.
4.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) туфлЯ
2) понЯв
3) дОнельзя
4) корЫсть
5) Оптовый
Ответ: 24.
Объяснение: Правильно тУфля, донЕльзя, оптОвый.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав
к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1.Самый обычный обед можно превратить в ПРАЗДНЫЙ, если правильно
украсить стол.
2.Предварительное изучение ЛЕДОВОЙ обстановки в северных морях
помогает избежать многих проблем в районе Крайнего Севера.
3.За годы пребывания в Италии композитор создал ряд оперных
произведений, имевших у ПРИЗНАТЕЛЬНЫХ слушателей большой успех.
4.ОТБОРОЧНЫЙ тур чемпионата Европы по футболу прошёл в столице
Великобритании – родине этого вида спорта.
5.В ПРОДУКТОВОЙ корзине жителя современного мегаполиса
обязательно должны быть овощи и фрукты.
Ответ: праздничный.
Объяснение: Праздным бывает образ жизни, а праздничным –
обед/ужин.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,
исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Посев семян хвойных пород необходимо проводить в очень оптимальные
сроки, когда почва влажная и температура её верхних слоёв достигает 6–8 °С
для кедра и 8–10 °С для ели и пихты.
Ответ: очень.
Объяснение: оптимальные – это очень подходящие. Таким образом,
значение слова «очень» уже есть в значении слова «оптимальные».
ИЛИ
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив
неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая
нормы современного русского литературного языка.
Для каждого человека в самых трудных обстоятельствах главное – сохранить
твёрдость духа, то есть совершить победу над самим собой.
Ответ: одержать.
Объяснение: «совершить победу» - ошибочно. Правильно – «одержать
победу».
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании
формы
слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
урожай ПОМИДОРОВ
БЛИЖАЙШАЯ станция
у наших ВОРОТ
нет ПОЛТОРАСТА рублей
детские ДОКТОРА
Ответ: полутораста.
Объяснение: в 4 строчке слово «полтораста» стоит в родительном
падеже
в именительном падеже: полтораста
в родительном падеже: полутораста
в дательном падеже: полутораста
в винительном падеже: полтораста
в творительном падеже: полутораста
в предложном падеже: о полутораста
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками
и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого
столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с
предлогом
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами
1) Сразу по приезде в губернский город Чичиков попытался установить
деловые связи с местными чиновниками.
2) Возвращаясь в родные места, мне вспомнились детские впечатления от
впервые увиденной грозы.
3) Через неделю после венчания А.С. Пушкин сообщает другу П.А.
Плетнёву, что «я женат и счастлив».
4) Установить направление движения древних материковых оледенений
можно благодаря изучения состава и строения валунов – обкатанных и слегка
закруглённых камней.
5) Слова, по мнению Платона, лишены исторического развития и являются
результатом постановления «законодателей», которые раз и навсегда
определили как звучание, так и значение слов в языке.
6) Сверхпроводники – это материалы, не имеющие электрического
сопротивления при сильном охлаждении, поэтому плотность электрического
тока может достигать гигантских значений.
7) Если провести опрос среди молодёжи, то можно убедиться в том, что
сегодня молодые люди воспринимают и думают о жизни иначе, чем
предыдущие поколения.
8) В пьесе А.П. Чехова «Вишнёвом саде» мысли о будущем России наиболее
полно выражены в монологах Пети Трофимова, молодого интеллигента,
жизнь которого полна труда и лишений.
9) Благодаря комментариям Ю.М. Лотмана к «Евгению Онегину» каждый
читатель лучше понимает эпоху А.С. Пушкина.
Ответ: А4 Б3 В8 Г2 Д7
Объяснение:
4) Установить направление движения древних материковых оледенений
можно благодаря изучения (изучениЮ) состава и строения валунов –
обкатанных и слегка закруглённых камней.
3) Через неделю после венчания А.С. Пушкин сообщает другу П.А.
Плетнёву, что «я женат и счастлив» («что» вводит косвенную речь, тогда
кавычек быть не должно, вместо «я» должно быть «он»).
8) В пьесе А.П. Чехова «Вишнёвом саде» (в пьесе «Вишневый сад» - не
склоняется) мысли о будущем России наиболее полно выражены в
монологах Пети Трофимова, молодого интеллигента, жизнь которого полна
труда и лишений.
2) Возвращаясь в родные места, мне вспомнились детские впечатления от
впервые увиденной грозы (предложение построено так, как будто
впечатления вернулись в родные места).
7) Если провести опрос среди молодёжи, то можно убедиться в том, что
сегодня молодые люди воспринимают и думают о жизни (воспринимают
ЧТО? И думают О ЧЁМ? – разные падежи после глаголов, а должен
быть один) иначе, чем предыдущие поколения.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда
пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) заг..релый, непром..каемый, к..мендант
2) оп..раться, см..нать (траву), поч..татель (таланта)
3) укр..титель (тигров), благосл..вить, симп..тичный
4) посв..щение (другу), недос..гаемый, у..звить
5) бл..стеть, с..дина (в волосах), прим..рять (поссорившихся)
Ответ: 124.
Объяснение:
1) загОрелый, непромОкаемый, кОмендант
2) опИраться, смИнать (траву), почИтатель (таланта)
3) укрОтитель (тигров), благослОвить, симпАтичный
4) посвЯщение (другу), недосЯгаемый, уЯзвить
5) блЕстеть, сЕдина (в волосах), примИрять (поссорившихся)
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда
пропущено одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) без..нициативный, вз..скать, роз..грыш
2) обе..доленный, чере..чур, не..держанный
3) пр..бить (гвоздём), пр..клеить (на бумагу), пр..брежный
4) арх..важный, ант..художественный, д..сквалификация
5) поз..прошлый (год), с..путствовать, р..зослать (письма)
Ответ: 134.
Объяснение:
1) безЫнициативный, взЫскать, розЫгрыш
2) обеЗдоленный, череСчур, неСдержанный
3) прИбить (гвоздём), прИклеить (на бумагу), прИбрежный
4) архИважный, антИхудожественный, дИсквалификация
5) позАпрошлый (год), сОпутствовать, рАзослать (письма)
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда
пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) затм..вать, подароч..к
2) усидч..вый, ненавид..ли
3) аплодир..вать, издавн..
4) никел..вый, наста..вать
5) солом..нка, разборч..вый
Ответ: 15.
Объяснение:
1) затмЕвать, подарочЕк
2) усидчИвый, ненавидЕли
3) аплодирОвать, издавнА
4) никелЕвый, настаИвать
5) соломИнка, разборчИвый
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда
пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) намаж..шь, накле..вший
2) рассмотр..шь, оконч..вший
3) подремл..шь, определя..мый
4) подпрыгн..шь, невид..мый
5) кол..щийся (предмет), (льды) та..т
Ответ: 235.
Объяснение:
1) намажЕшь, наклеИвший
2) рассмотрИшь, окончИвший
3) подремлЕшь, определяЕмый
4) подпрыгнЕшь, невидИмый
5) колЮщийся (предмет), (льды) таЮт
13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом
пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Сегодня, когда опреснение морской воды стало затратным
и (НЕ)ПОЗВОЛЯЕТ обеспечить всех питьевой водой, в качестве выхода
предлагается проект получения воды при растапливании айсбергов.
2) (НЕ)ОСОЗНАВАЯ сути правил коммуникации, люди знакомы с ними
на словах, забывая о том, что их необходимо использовать каждый день.
3) Самостоятельно осваивать технологию обработки металла и получать
профессию кузнеца – очень (НЕ)ПРОСТОЕ занятие.
4) Я не любитель романтических комедий и лёгких мелодрам, поэтому
фильм я так и (НЕ)ДОСМОТРЕЛ до конца.
5) Стоит выйти на крыльцо, как осень начнёт дышать в лицо горьким
запахом первого тонкого льда, сковавшего (НЕ)ПОДВИЖНЫЕ воды.
Ответ: 124.
Объяснение: Не позволяет – не раздельно с глаголом, не осознавая – не
раздельно с деепричастием, очень непростое = очень сложное, не досмотрел
- не раздельно с глаголом, неподвижные – не слитно с прилагательным.
ИЛИ
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется
СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Сегодня, когда опреснение морской воды стало затратным
и (НЕ)ПОЗВОЛЯЕТ обеспечить всех питьевой водой, в качестве выхода
предлагается проект получения воды при растапливании айсбергов.
2) (НЕ)ОСОЗНАВАЯ сути правил коммуникации, люди знакомы с ними
на словах, забывая о том, что их необходимо использовать каждый день.
3) Самостоятельно осваивать технологию обработки металла и получать
профессию кузнеца – очень (НЕ)ПРОСТОЕ занятие.
4) Я не любитель романтических комедий и лёгких мелодрам, поэтому
фильм я так и (НЕ)ДОСМОТРЕЛ до конца.
5) Стоит выйти на крыльцо, как осень начнёт дышать в лицо горьким
запахом первого тонкого льда, сковавшего (НЕ)ПОДВИЖНЫЕ воды.
Ответ: 35.
14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся
ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов.
1) Старый мельник уже ДАВНЫМ(ДАВНО) стал в здешнем краю ЧЕМ(ТО)
вроде живой легенды.
2) Тем, кто идёт (ПО)ЗИМНЕМУ парку, зима всегда кажется
КАКИМ(НИБУДЬ) неведомым волшебником.
3) На то, ЧТО(БЫ) только продиктовать тезисы стенографистке, ушло
(ПОЛ)ДНЯ.
4) Ночевать туристы ушли в лес, и ПОЧЕМУ(ТО) не в чистый сухой бор,
а на болото, (ПО)ВИДИМОМУ считая, что это место для ночлега
безопаснее.
5) Дорогу размыло, (ПО)ЭТОМУ добирались мы к леснику с большим
трудом, (ЗА)ТО какое удовольствие мы испытали, когда расположились
у камина в доме хозяина!
Ответ: 14.
Объяснение: Давным-давно, чем-то, по зимнему парку, каким-нибудь,
чтобы, полдня, почему-то, по-видимому, поэтому, зато.
ИЛИ
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся
РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Л.Н. Толстой увидел в личности Наполеона проявление несвободы,
ТАК(КАК) подлинная свобода, (ПО)МНЕНИЮ классика, предполагает
добровольное подчинение «высшей цели».
2) (НА)РЯДУ с картинами на современные темы большое место
в творчестве И.Е. Репина занимает ТАК(ЖЕ) историческая живопись. .
3) (В)ЦЕЛОМ, к этой теме художник периодически возвращался
(В)ТЕЧЕНИЕ всей жизни.
4) Медленно, тяжело громыхая, двигался груженный (ДО)ВЕРХУ состав,
а (В)ДАЛИ тянулся ещё один.
5) Большие радужные капли начали падать (С)КРЫШ, покрытых снегом,
(КАК)БУДТО полились радостные весенние слёзы.
Ответ: 235.
15. Укажите цифры, на месте которых пишется НН.
Обстановка комнаты скромная: деревя(1)ая кровать; у окна – письме(2)ый
стол для занятий; огромный кожа(3)ый сундук, обитый кова(4)ым железом,
и удивительный ларчик, оклее(5)ый резной костью.
Ответ: 125.
Объяснение: Деревянный – исключение, письменный – письмо + енн+
ый, кожаный – кожа + ан +ый, кованый (Н от глагола несовершенного
вида «ковать»), оклеенный (от глагола совершенного вида «оклеить»)
ИЛИ
Укажите цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Обстановка комнаты скромная: деревя(1)ая кровать; у окна – письме(2)ый
стол для занятий; огромный кожа(3)ый сундук, обитый кова(4)ым железом,
и удивительный ларчик, оклее(5)ый резной костью.
Ответ: 34.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно
поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Во всём мире любители музыки П.И. Чайковского восхищаются как
операми композитора так и его симфоническими произведениями.
2) Точный простой и живописный язык произведений М.М. Пришвина
надолго запоминается читателям.
3) Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка
с мелкими клейкими листьями.
4) В преемственности традиций народных мастеров и верности стилистике
древнейшего промысла и содержится секрет успеха и популярности
гжельской керамики в наше время.
5) Лес тихо отдыхает от жгучего дневного солнца и степь обдаёт путника
накопившимися за день цветочными запахами.
Ответ: 125.
Объяснение:
1) Во всём мире любители музыки П.И. Чайковского восхищаются как
операми композитора, так и его симфоническими произведениями. (двойной
союз так…, как и…)
2) Точный, простой и живописный язык произведений М.М. Пришвина
надолго запоминается читателям. (однородные определения)
3) Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка
с мелкими клейкими листьями.
4) В преемственности традиций народных мастеров и верности стилистике
древнейшего промысла и содержится секрет успеха и популярности
гжельской керамики в наше время.
5) Лес тихо отдыхает от жгучего дневного солнца, и степь обдаёт путника
накопившимися за день цветочными запахами. (сложное предложение,
запятая перед союзом И)
17. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
В 1878 году (1) показанная на VI передвижной выставке (2) картина
«Московский дворик» принесла В.Д. Поленову славу (3) явив рождение
в русской живописи нового жанра (4) названного «интимным» пейзажем.
Ответ: 34.
Объяснение: В 1878 году | показанная на VI передвижной выставке |
картина «Московский дворик» принесла В.Д. Поленову славу, | явив
рождение в русской живописи нового жанра, | названного «интимным»
пейзажем.
Деепричастный оборот обособляется, первый причастный оборот не
обособляется, так как стоит перед определяемым словом «картина»,
второй – обособляется, так как стоит после определяемого слова
«жанра».
18. Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифры, на месте
которых в предложениях должны стоять запятые.
Тогда (1) быть может (2) нас спасут
Ирония и жалость к людям,
Которым мы простим их суд,
А сами судьями не будем.
Но (3) ты (4) наверно (5) не продашь
И не отвергнешь (6) друг весенний (7)
Трудолюбивый опыт наш
В пылу повальных отречений.
(Д.С. Самойлов)
Ответ: 124567
Объяснение: быть может обособляется, так как это вводное, наверное
обособляется, так как это вводное, друг весенний обособляется, так как
это обращение. Личное местоимение ты не является обращение, поэтому
не выделяется запятыми.
19. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Если (1) мне хотя бы в малой доле (2) удалось передать читателю
представление о прекрасной сущности писательского труда (3) то я буду
считать (4) что выполнил свой долг перед литературой.
(К.Г. Паустовский)
Ответ:34
Объяснение: (Если мне хотя бы в малой доле удалось передать читателю
представление о прекрасной сущности писательского труда), [то я буду
считать}, (что выполнил свой долг перед литературой).
20. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Илюша был впечатлительным ребёнком (1) и очень любил слушать сказки (2)
которые рассказывала ему няня (3) потому что в них было много
чудесного (4) и (5) добро всегда побеждало зло.
Ответ: 23.
Объяснение: [Илюша был впечатлительным ребёнком и очень любил
слушать сказки], (которые рассказывала ему няня), (потому что в них
было много чудесного и добро всегда побеждало зло).
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним
и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Юрий Александрович Бычков – спецкор газеты «Советская культура»,
общественный деятель в области сохранения культурного наследия.
(2)В 1967 году он оказался в Суздале. (3)Цель командировки – подготовить
материал о том, как живут старинные российские города. (4)Когда материал
был собран, Юрий Александрович решил вернуться в Москву не той
дорогой, по которой ехал в Суздаль, а окружным путём – по ярославской
трассе. (5)Владимир, Суздаль, Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов
Великий, Сергиев Посад, Кострому и Иваново – эти города посетил во время
поездки Бычков. (6)По итогам командировки в газете «Советская культура»
журналист Ю.А. Бычков опубликовал не единственную статью о Суздале,
как планировалось изначально, а серию очерков под общим названием
«Золотое кольцо», где каждому из городов посвятил отдельный материал.
(7)В Москве он увидел, как блестят на солнце купола в Кремле, вспомнил
очертания маршрута, по которому проехал, и о том, как блестела рожь вдоль
дорог, – так и родилось сочетание «Золотое кольцо».
Ответ: 13
Объяснение:
№ 1 – тире между подлежащим и сказуемым
№ 2 – нет тире
№ 3 – тире между подлежащим и сказуемым
№ 4 – тире в неполном предложении
№ 5 – тире после ряда однородных перед обобщающим словом
№ 6 – нет тире
№ 7 - тире в бессоюзном предложении
21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии
одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих
предложений.
(1)Флаг Ростова-на-Дону представляет собой прямоугольное полотнище
«золотого свечения», состоящее из цветов герба города: синего и красного.
(2)На флаге в центре воспроизведён малый герб города в контурном
изображении: щит рассечён, на синем поле башня, на красном военные
доспехи. (3)Цвета флага и гербовые фигуры на оборотной стороне
располагаются в следующей последовательности от древка флага: на синем
фоне – сторожевая башня, на красном – военные трофеи. (4)Исследователи
отмечают: «Гербовые фигуры воспроизведены схематически, без излишней
детализации, белым цветом». (5)В этом много символического: в гербовых
фигурах читается чистота помыслов, свобода и доброта ростовчан, мирное
сосуществование граждан разных национальностей в городском сообществе,
открытость города для своих друзей, готовность горожан к сотрудничеству.
Ответ: 235.
Объяснение:
№ 1 – однородные после обобщающего слова
№ 2 – двоеточие в бессоюзном предложении (вторая часть поясняет
первую)
№ 3 – двоеточие в бессоюзном предложении (вторая часть поясняет
первую)
№ 4 – двоеточие при оформлении прямой речи
№ 5 – двоеточие в бессоюзном предложении (вторая часть поясняет
первую)
ИЛИ
21. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в
соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих
предложений.
(1)Наша страна необъятна по своим размерам. (2)Она омывается водами
Северного Ледовитого океана, Тихого океана. (3)На Северном полюсе
обитают белые медведи, называемые полярными. (4)А на юге так тепло,
что можно выращивать чай, гранаты, мандарины. (5)На севере очень
холодно, там всегда мороз и льды. (6)На юге растут сосны и пальмы,
а в Чёрном море живут дельфины. (7)Такому климатическому разнообразию,
пожалуй, может позавидовать любая другая страна.
Ответ: 24.
№ 1 – нет запятых
№ 2 – запятая при однородных
№ 3 – обособление причастного оборота
№ 4 – запятая в сложноподчиненном предложении + запятые при
однородных
№ 5 – запятая в бессоюзном предложении
№ 6 – запятая в сложносочиненном предложении
№ 7 – запятая при вводном
(1)И вот опять родные места встретили меня сдержанным шёпотом
ольшаника. (2)Вдали показались ветхие крыши старой моей деревни, вот
и дом с потрескавшимися углами. (3)По этим углам залезал я когда-то под
крышу, неутомимый в своём стремлении к высоте, и смотрел на синие
зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишеские
богатства.
(4)Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил
я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда
не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня
обратно.
(5)Старый дом наш заколочен. (6)Я ставлю поклажу на крыльцо
соседки и ступаю в солнечное поле, размышляя о прошлом. (7)Детство
вписалось в мою жизнь далёким нервным маревом, раскрасило будущее
яркими мечтательными мазками. (8)В тот день, когда я уходил из дому, так
же, как и сегодня, вызванивали полевые кузнечики, так же лениво парил надо
мной ястреб, и только сердце было молодым и не верящим в обратную
дорогу.
(9)И вот опять уводит меня в лесную чащобу узкая тропинка, и снова
слушаю я шум летнего леса. (10)Снова торжественно и мудро шумит надо
мной старинный хвойный бор, и нет ему до меня никакого дела. (11)И над
бором висит в синеве солнце. (12)Оно щедро, стремительно и бесшумно
сыплет в лохматую прохладу мхов свои золотые брызги, а над мхами, словно
сморённые за пряжей старухи, дремлют смолистые ели. (13)Они глухо
шепчут порой, как будто возмущаясь щедростью солнца, а может быть,
собственным долголетием. (14)Под елями древний запах папоротника.
(15)Я иду чёрной лошадиной тропой, на лицо липнут невидимые нити
паутины, с детским беззащитным писком вьются передо мной комары, хотя
кусают они совсем не по-детски. (16)Мой взгляд останавливается на
красных, в белых крапинках, шапках мухоморов. (17)Потом вижу, как дятел,
опершись на растопыренный хвост, колотит своим неутомимым носом сухую
древесину. (18)В лицо мне хлещут ветки крушины, и вот уже я на сухом
месте, и нога едет на скользких иглах. (19)Загудел в соснах ветер, и сосны
отозвались беззащитным ропотом. (20)Мне кажется, что в их кронах
вздыхает огромный богатырь-тугодум, который с наивностью младенца
копит свою мощь не себе, а другим. (21)Под это добродушное дыхание,
словно из древних веков, нечёткой белопарусной армадой выплывают
облачные фрегаты.
(22)Мне кажется, что я слышу, как растёт на полях трава, я ощущаю
каждую травинку, с маху сдёргиваю сапоги и босиком выбегаю на рыжий
песчаный берег, снова стою над рекой и бросаю лесные шишки в синюю
тугую воду, в эту прохладную русалочью постель, и смотрю, как расходятся
и умирают водяные круги. (23)Я сажусь у тёплого стога возле берёз, и мне
чудится в их шелесте укор вечных свидетельниц человеческого горя и
радости. (24)Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам
скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники,
розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков.
(25)Я выхожу на зелёный откос и гляжу туда, где ещё совсем недавно
было так много деревень, а теперь белеют одни берёзы. (26)Нет, в здешних
местах пожары не часты, и лет пятьсот уже не было нашествий. (27)Может
быть, так оно и надо? (28)Исчезают деревни, а взамен рождаются весёлые
шумные города. (29)Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родимой
травы, и надо мной качаются купальницы с лютиками.
(30)Шумят невдалеке сосны, шелестят берёзы. (31)Тихая моя родина,
ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной.
(По В.И. Белову*)
* Василий Иванович Белов (1932–2012) – советский и российский писатель,
поэт и сценарист, один из крупнейших представителей «деревенской прозы».
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите
номера ответов.
1) Рассказчик каждый год летом приезжал в родную деревню.
2) Рассказчика постоянно тянуло на малую родину, несмотря на то что он
поклялся никогда туда не возвращаться.
3) Знакомые с детства места вызывают у рассказчика тёплые воспоминания
о времени, проведённом в родной деревне.
4) Приехав в родную деревню, рассказчик сразу же отправился навестить
родственников.
5) По словам рассказчика, берёзы – свидетельницы человеческого горя
и радости.
Ответ: 235.
Объяснение:
1) Рассказчик каждый год летом приезжал в родную деревню. – нет
таких данных в тексте
2) Рассказчика постоянно тянуло на малую родину, несмотря на то что
он поклялся никогда туда не возвращаться. – см. предложения 4, 29-31
3) Знакомые с детства места вызывают у рассказчика тёплые
воспоминания о времени, проведённом в родной деревне. – см.
предложения 29-31
4) Приехав в родную деревню, рассказчик сразу же отправился
навестить родственников. – нет такой информации, см. предложения 5-6.
5) По словам рассказчика, берёзы – свидетельницы человеческого горя
и радости. – см. предложение 23
ИЛИ
Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите
номера ответов.
1) Рассказчик каждый год летом приезжал в родную деревню.
2) Рассказчика постоянно тянуло на малую родину, несмотря на то что он
поклялся никогда туда не возвращаться.
3) Знакомые с детства места вызывают у рассказчика тёплые воспоминания
о времени, проведённом в родной деревне.
4) Приехав в родную деревню, рассказчик сразу же отправился навестить
родственников.
5) По словам рассказчика, берёзы – свидетельницы человеческого горя
и радости.
Ответ: 14.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите
номера ответов.
1) В предложениях 1, 2 представлено рассуждение.
2) Предложение 5 противопоставлено по содержанию предложению 6.
3) В предложениях 9, 10 содержатся элементы описания.
4) В предложениях 16, 17 представлено рассуждение.
5) В предложениях 26, 27 представлено рассуждение.
Ответ: 35.
Объяснение:
В предложениях 1, 2 представлено описание.
Предложения 5 и 6 не противопоставлены.
В предложениях 9 и 10 есть элементы описания: в лесную чащобу,
узкая тропинка, летнего леса, старинный хвойный бор.
В предложениях 15 и 16 представлено повествование.
В предложениях 26 и 27 представлено рассуждение.
24. Из предложений 9–12 выпишите один фразеологизм.
Ответ: нет дела.
25. Среди предложений 15–22 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы)
с предыдущим при помощи указательного местоимения и однокоренного
слова. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ: 21.
Объяснение: (20)Мне кажется, что в их кронах вздыхает огромный
богатырь-тугодум, который с наивностью младенца копит свою мощь не
себе, а другим. (21)Под это добродушное дыхание, словно из древних веков,
нечёткой белопарусной армадой выплывают облачные фрегаты.
26. «Делясь с читателем своими чувствами и эмоциями от встречи с малой
родиной, В.И. Белов использует различные средства выразительности, в том
числе синтаксические: (А)_________ (в предложениях 12, 24) и (Б)_________
(в предложении 31). Передать состояние рассказчика, связанное
с воспоминаниями о детстве, помогают тропы: (В)__________ («синие
зубчатые леса» в предложении 3, «нервным маревом» в предложении 7,
«древний запах» в предложении 14), а также (Г)________ («укор…
свидетельниц человеческого горя и радости» в предложении 23,
«рождаются… города» в предложении 28)».
Список терминов:
1) обращение
2) анафора
3) противопоставление
4) эпитет
5) ряды однородных членов предложения
6) синтаксический параллелизм
7) вводная конструкция
8) сравнение
9) метафора
Ответ: А5 Б1 В4 Г9
Объяснение:
(12) 1. Оно щедро, стремительно и бесшумно сыплет в лохматую
прохладу мхов свои золотые брызги, а над мхами, словно сморённые за
пряжей старухи, дремлют смолистые ели. (24)Веками роднились с
нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую,
бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили
певучесть для пастушьих рожков. – однородные члены
2. (31)Тихая моя родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь
душу своей зелёной тишиной. – обращение.
3. Эпитет, так как даны словосочетания с интересными, необычными
прилагательными.
4. Метафора, так как даны словосочетания в переносном значении.