Контакты
Телефон горячей линии:
+7 (000) 000 00 00
Адрес офиса:
г. Москва, Ленинский проспект, дом
Адрес электронной почты:
login@domain.ru
График работы :
Пн-Пт с 9:00 до 18:00
Суббота с 10:00 до 17:00
Воскресенье - выходной
Мы в сетях
Способы оплаты
mir_1
tinkoff
sber
Записаться
Наш менеджер перезвонит в ближайшее время
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Скрытое поле:
Отправляя форму, Вы принимаете пользоательское соглашение
Спасибо! Форма отправлена

Вариант 4

 

  1. Рассмотрите таблицу “Методы биологических исследований”. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

170212

Объяснение: клонирование - это искусственное появление генетически идентичных организмов путем бесполого размножения.

Ответ: клонирование.

 

2. В исследовании ученый измерял некоторые параметры срезов веток липы в течение нескольких лет. Как при этом в процессе развития растения изменялись толщина древесины и толщина коры?

Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения?

  1. Увеличивалась
  2. Уменьшилась
  3. Не изменялась

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Толщина древесины

Толщина коры

   
 

Объяснение: с течением времени увеличивается и толщина древесины и толщина коры дерева.

Ответ: 11.

Весь решенный банк ФИПИ здесь!

3. Количество аутосом в яйцеклетке кролика равно 21. Какое общее количество хромосом имеет яйцеклетка кролика? В ответе запишите только количество хромосом.

Объяснение: аутосомы - это неполовые хромосомы. Чтобы узнать количество хромосом в гаплоидном наборе, нужно прибавить 1 в количеству неполовых хромосом (аутосом): 21+1=22 (так как в гаплоидном наборе половая клетка только одна).

Ответ: 22.

 
  1. Сколько разных фенотипов потомков получится при скрещивании гетерозиготных дрозофил с серой окраской тела при полном доминировании? В ответе запишите только количество фенотипов.

Объяснение: Аа - гетерозигота. Запишем схему решения задачи:

Р: Аа х Аа

G: А, а х А, а

F1: 1АА (серая): 2Аа(серая): 1аа (белая)

Следовательно, 2 фенотипа.

Ответ: 2.
 

5. Укажите номер, которым на схеме обозначена спора.

Объяснение: споры у растений образуются в результате мейоза.

Ответ: 5.

 

6. Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла высшего растения, обозначенными на схеме выше цифрами 1, 2, 3.

Характеристики

А. Является бесполым поколением

Б. Развивается из споры

В. Производит гаметы

Г. Продуцирует споры

Д. Является половой клеткой

Е. Образуется из гаметофита

Стадии жизненного цикла

  1. 1
  2. 2
  3. 3

Объяснение: 1 - спорофит

2 - гаметофит

3 - гаметы

4 - зигота

5 - спора

6 - прорастающая спора

1 - спорофит - это бесполое поколение, клетки спорофита делятся мейозом, в результате образуются гаплоидные споры. 2 - гаметофит - гаплоидное половое поколение, развивается на гаметофите из споры, образует гаметы. 3 - гаметы - половые клетки, образуются при помощи митоза у растений.

Ответ: 122133.

 

7. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из приведенных ниже характеристик используют для описания мейоза?

  1. Редукционное деление
  2. Клонирование
  3. Пары гомологичных хромосом
  4. Конъюгация
  5. Экзоцитоз
  6. Гаметофит

Объяснение: клонирование - это появление генетически идентичных организмов. Экзоцитоз - это выбрасывание веществ или частиц из клетки. Гаметофит - это половое гаплоидное поколение у растений. Мейоз - это редукционное деление клетки, которое сопровождается уменьшением количества хромосом вдвое. Мейоз состоит из двух делений, в первом делении происходят конъюгация и кроссинговер и пары гомологичных хромосом расходятся.

Ответ: 134.

 

8. Установите последовательность процессов фотосинтеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. Переход возбужденных электронов на более высокий энергетический уровень
  2. Соединение неорганического углерода с С5-углеводом
  3. Образование АТФ
  4. Поступление квантов света в хлоропласт
  5. Образование глюкозы

Объяснение: фотосинтез - это образование органических веществ при помощи энергии солнечного света. Для этого необходимо, чтобы солнечный свет попал в хлоропласт и хлорофилл перешел в возбужденное состояние, в результате цепных химических реакций образуется АТФ, затем во время темновой фазы фиксируется углекислый газ (неорганический углерод) и образуется глюкоза.

Ответ: 41325.

 

9. На рисунке под каким номером изображен возбудитель сонной болезни?

Объяснение: 1 - наутилус (моллюск)

2 - морской конек (надкласс Рыбы)

3 - актиния (Кишечнополостное - коралловые полипы)

4 - пиявка(Кольчатые черви)

5 - трипаносомы (Простейшее)

6 - планария (Плоские черви)

Ответ: 5.

 

10. Установите соответствие между характеристиками и организмами, изображенными на рисунках 1, 2, 3.

Характеристики

А. Имеет стрекательные клетки

Б. Замкнутая кровеносная система

В. Прикрепленный образ жизни

Г. Слепозамкнутая кишечная полость

Д. Покрытое мантией туловище

Е. Имеет плавательный пузырь

Организмы

  1. 1
  2. 2
  3. 3

Объяснение: моллюски имеют мантию. Рыбы имеют замкнутую кровеносную систему и плавательный пузырь. Кишечнополостные имеют слепо замкнутую кишечную полость, стрекательные клетки для защиты и нападения. Некоторые представители ведут прикрепленный образ жизни.

Ответ: 323312.

 

11. Выберите три верных ответа из шести.

Каковы особенности воздушного питания (фотосинтеза) растений?

  1. Процесс происходит в зеленых клетках растений
  2. Используется энергия окисления неорганических веществ
  3. Органические вещества расщепляются до углекислого газа и воды
  4. В атмосферу выделяется углекислый газ
  5. В атмосферу выделяется кислород
  6. Органические вещества образуются из неорганических на свету

Объяснение: фотосинтез - это процесс образования органических веществ на свету. Он идет в специальных органеллах - хлоропластах. Побочным продуктом фотосинтеза является кислород.

Ответ: 156.

 

12. Установите последовательность систематических групп растений, начиная с самого высокого ранга. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. Ландыш майский
  2. Однодольные
  3. Лилейные
  4. Ландыш
  5. Растения
  6. Покрытосеменные

Ответ: 562341.

 

13. Каким номером на рисунке обозначена кровь человека?

Объяснение: кровь содержит плазму и форменные элементы (клетки крови).

Ответ: 4.

 

14. Установите соответствие между характеристиками и тканями человека, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2.

Характеристики

А. Образует эпидермис

Б. Содержит глиальные клетки

В. Формирует синапсы

Г. Обладает возбудимостью и проводимостью

Д. Обладает быстрой регенерацией

Е. Образует белое вещество и серое вещество спинного мозга

Ткани

  1. 1.
  2. 2.

Объяснение: 1 - эпителиальная ткань образует эпидермис - верхний слой кожи, обладает быстрой регенерацией (при повреждениях кожа достаточно быстро восстанавливается). 2 - нервная ткань - содержит клетки глии, формирует синапсы (межклеточные контакты), главные свойства нервной ткани: возбудимость и проводимость. Белое вещество состоит из отростков нервных клеток, а серое вещество - из тел нейронов.

Ответ: 122212.

 

15. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Какие структуры образуют рецепторные отделы сенсорных систем человека?

  1. Хрусталик
  2. Сетчатка
  3. Зрительный нерв
  4. Слуховые косточки
  5. Кортиев орган улитки
  6. Вкусовые сосочки языка

Объяснение: рецепторы содержит сетчатка (фоторецепторы), кортиев орган улитки (слуховые рецепторы), вкусовые сосочки языка (вкусовые рецепторы).

Ответ: 256.

 

16. Установите последовательность процессов обмена белков в организме человека. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. Перемещение аминокислот с током крови к клеткам тела
  2. Расщепление пептидов до мономеров в пищеварительном тракте
  3. Синтез белков клетками тела
  4. Поступление аминокислот по воротной вене в печень
  5. Расщепление в клетках тела белков до аминокислот, а затем до солей аммония, углекислого газа и воды
  6. Всасывание аминокислот в ворсинки кишечника

Объяснение: после попадания белков в организм, они попадают в желудок и там в кислой среде расщепляются до пептидов, в двенадцатиперстной кишке пептиды расщепляются до аминокислот, которые всасываются в кровь, путешествуют по организму, попадают в клетки тела, где синтезируются новые белки, затем они расщепляются до конечных продуктов (соли аммония, углекислый газ и вода).

Ответ: 264135.

 

17. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида Воробей домовый. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Воробей домовый приспособился к жизни в городской среде. 2. В холодное время года домовый воробей питается семенами растений; в теплое время года - преимущественно насекомыми. 3. Вес его тела составляет 23-35 г. 4. Общая окраска оперения у данной птицы коричневато-бурая сверху, беловатая снизу. 5. В кладке обычно до 10, чаще 5-7 яиц. 6. Самец и самка обычно выкармливают птенцов насекомыми.

Объяснение: экологический критерий вида описывает взаимодействия организмов друг с другом и с окружающей средой. Упоминается в предложениях: 1, 2, 6.

Ответ: 126.

 

18. Выберите три верных ответа из шести.

К естественным биоценозам относят

  1. Пруд
  2. Смешанный лес
  3. Верховое болото
  4. Ржаное поле
  5. Пашню
  6. Дубраву

Объяснение: смешанный лес, верховое болото и дубрава - естественные экосистемы, пруд, ржаное поле и пашня созданы человеком, то есть являются искусственными экосистемами.

Ответ: 236.

 

19. Установите соответствие между примерами и видами загрязнения биосферы.

Примеры

А. Нарушение в работе сердца у мышей из-за нескольких часов воздействия гула двигателя самолета

Б. Гибель морских обитателей при разливе нефти

В. Уменьшение численности животных при накоплении промышленных отходов

Г. Изменение биоритмов живых организмов под воздействием высокоточного излучения

Д. Затруднение миграций ночных птиц из-за яркого освещения городов

Е. Снижение продуктивности растений при избыточном использовании удобрений

Виды загрязнений

  1. Физическое
  2. Химическое  

Объяснение: физическое загрязнение - это шум (гул двигателя самолета), высокочастотное излучение и яркое освещение. Химическое загрязнение - это воздействие при помощи химических веществ: разлив нефти, промышленные отходы, удобрения.

Ответ: 122112.

Весь решенный банк ФИПИ здесь!

20. Проанализируйте таблицу “Строение сустава”. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

 

Элементы сустава

Характеристики

Функции

Суставная сумка

Б

Обеспечивает прочность сустава

Суставная головка

Покрыта хрящом

В

А

Содержит суставную жидкость

Обеспечивает смазку костей

 

Список элементов: 

  1. Суставные связки
  2. Суставная полость
  3. Сухожилие
  4. Образована соединительной тканью
  5. Образована мышечной тканью
  6. Обеспечивает кровоснабжение сустава
  7. Облегчает скольжение костей
  8. Является местом прикрепления мышц

Объяснение: суставная полость содержит суставную жидкость. Суставная сумка образована соединительной тканью. Суставная головка, покрытая хрящом, облегчает скольжение костей.

Ответ: 247.

 

21. Проанализируйте график “Количество укусов комарами, инфицированными малярией. жителей острова Борнео в зависимости от удаления леса”.

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

  1. При удалении от леса на расстояние 200 м и более вероятность укуса комарами снижается
  2. Комары предпочитают размножаться во влажных тропических лесах
  3. Доля инфицированных малярией комаров уменьшается по мере удаления от леса
  4. На минимальном расстоянии от леса вероятность укуса комарами ниже, чем в 100 м от леса
  5. Расстояние в 500 м можно считать безопасным с точки зрения вероятности заражения малярией

Объяснение: 2, 3, 5 - нет данных.

1, 4 - верно.

Ответ: 14.

 

Ученый провел эксперимент с пресноводными амебами. Для этого он помещал культуру клеток амеб в растворы с различной концентрацией солей (осмолярностью) и измерял выброс жидкости сократительной вакуолью (СВ) в минуту. Результаты эксперимента представлены в таблице.

 

Концентрация солей (мОсм)

32

64

84

104

124

144

Выброс жидкости СВ (мкл/мин)

26,0

16,0

13,8

11,7

9,3

3,5

 

22. Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая - зависимой (изменяющейся в эксперименте)? Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля в этом эксперименте? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль?

*Отрицательный контроль - это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию при сохранении всех остальных условий.

Ответ: 1. Независимая переменная (задаваемая экспериментатором) - концентрация солей в растворе (осмолярность раствора); зависимая переменная (изменяющаяся в эксперименте) - выброс жидкости сократительной вакуолью (должны быть указаны обе переменные)

2. Амеб следует поместить в воду с обычной (физиологической, постоянной) для них концентрацией солей

3. Остальные параметры оставить без изменений

4. Такой контроль позволяет установить, действительно ли выброс сократительной вакуоли зависит от концентрации солей в среде

ИЛИ

4. Такой контроль позволяет установить, насколько выброс сократительной вакуоли обусловлен факторами, не связанными с концентрацией солей

 

23. Объясните, почему изменяется выброс сократительной вакуоли в эксперименте, исходя из функций сократительной вакуоли. Почему у пресноводных амеб в норме имеются сократительные вакуоли, а у дизентерийной амебы они отсутствуют? Ответ поясните.

Ответ: 1. Сократительные вакуоли удаляют избыток воды (поддерживают осмотическое давление внутри клетки)

2. Чем выше концентрация солей в среде, тем меньше воды поступает в клетку (удаляется вакуолью)

3. Амеба пресноводная обитает в пресной воде

4. Дизентерийная амеба обитает в клетках (тканях) организма (человека)

5. Клеточная (тканевая) среда совпадает по концентрации солей (веществ) с цитоплазмой дизентерийной амебы (изотонична)

 

24. Рассмотрите изображенные на рисунках А и Б пищеварительные системы травоядного и плотоядного млекопитающих. На каком рисунке изображена пищеварительная система травоядного млекопитающего, а на каком - плотоядного? Перечислите морфологические отличия пищеварительной системы А от системы Б, укажите значение каждого из этих отличий.

Ответ: 1. А - травоядное животное, Б - плотоядное животное (должны быть указаны оба объекта)

2. Длинный кишечник

3. Он обеспечивает более длительное переваривание трудной для расщепления растительной пищи

4. Крупная слепая кишка

5. В ней размножаются бактерии (микроорганизмы)

  1. Бактерии необходимы для расщепления растительной пищи (клетчатки)
 

25. Назовите две причины возникновения теплового удара. Перечислите его основные симптомы. Какой отдел головного мозга регулирует процесс терморегуляции?

Ответ: 1. Тепловой удар может возникнуть под влиянием длительного воздействия высокой температуры окружающей среды на организм

2. Тепловой удар может возникнуть при затруднении теплоотдачи организмом

3. Симптомы: общая слабость, головокружение, тошнота, потеря сознания, головная боль, повышение температуры (указаны любые два симптома)

4. Промежуточный мозг (гипоталамус)

 

26. Многие виды птиц совершают сезонные миграции. Они ведут дневной образ жизни, но перелеты совершают ночью. Укажите четыре фактора среды, благодаря которым птицы предпочитают ночные миграции дневным.

Ответ: 1. Ночью ниже вероятность встречи с хищником

2. Перелет ночью позволяет освободить дневное время для питания (отдыха, восстановления сил)

3. Ночью прохладнее воздух (нет ослепляющих в полете солнечных лучей)

4. Ночью ниже турбулентность воздуха (слабее ветер; возможна ориентация по звездам)

 

27. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор мха? Из каких исходных клеток и в результате каких делений они образуются?

Ответ: 1. Гаметы имеют гаплоидный набор хромосом (n)

2. Споры имеют гаплоидный набор хромосом (n)

3. Гаметы образуются путем митоза

4. Гаметы образуются из клеток гаметофита (гаметангиев/антеридиев и архегониев)

5. Споры образуются в результате мейоза

6. Споры образуются из клеток спорофита (спорангия, коробочки, спорогенной ткани)

 

28. Группа крови и окраска волос контролируется аутосомными несцепленными генами, группы крови определяются аллелями IA, IB, i0. Мать имеет вторую группу крови и темные волосы; отец - первую группу крови и светлые волосы (b). В семье родился ребенок с первой группой крови. Определите все возможные генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей. Составьте схему решения задачи. Какова вероятность рождения в этой семье детей, фенотипически сходных по указанным признакам с матерью?

Схема решения задачи: 

Вариант 1

Р: мать IAi0Bb (вторая группа крови, темные волосы) x отец i0i0bb (первая группа крови, светлые волосы)

G: IAB, IAb, i0B, i0b

F1: IAi0Bb - вторая группа крови, темные волосы

IAi0bb - вторая группа крови, светлые волосы

i0i0Bb - первая группа крови, темные волосы

i0i0bb - первая группа крови, светлые волосы

Вариант 2

Р: мать IAi0BB (вторая группа крови, темные волосы) x отец i0i0bb (первая группа крови, светлые волосы)

G: IAB, i0B x i0b

F1: IAi0Bb - вторая группа крови, темные волосы

i0i0Bb - первая группа крови, темные волосы

Вероятность рождения в этой семье детей, фенотипически сходных по указанным признакам с матерью, составляет 25%, если генотип матери - IAi0Bb, и 50% если генотип матери - IAi0BB.

(Допускается иная генетическая символика)

Вся генетика для ЕГЭ здесь!

 


 

Записаться на пробное занятие
Оставьте заявку прямо сейчас
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Комментарий:*
Отправляя форму, Вы принимаете пользовательское соглашение
Спасибо! Форма отправлена
Контакты
Телефон горячей линии:
+7(915)162-59-34
Адрес офиса:
Мы в соц сетях:
Заявка на бесплатную консультацию
Наш менеджер перезвонит в ближайшее время
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:*
Скрытое поле:
Отправляя форму, Вы принимаете пользоательское соглашение
Спасибо! Форма отправлена