Задание 25.
Напишите сочиненте по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свое мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объем сочинения - не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляеь собой пересказанные или полностью переписанный исходный текст,без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аакуратно, разборчивым почерком.
Текст 16
(1) "Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникнуло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и чтобы кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах".
(2) Эти слова Толстого я повторял тысячу раз в те дни, когда передо мной открылись севастопольские бухты с их золотой голубизной и волей. Все было мне тут по душе. (3) Я узнавал места, знакомые по книгам и картинкам, я радовался им, как добрым друзьям. (4) Севастополь стал для меня своим сразу и навсегда.
(5) Бронзовый орел раскинул крылья в вышине. (6) Я подолгу следил за его неподвижным полетом на вершине колонны. (7) А с поросшего водорослями подножия памятника кидались в море черномазые ребятишки. (8) Они визжали и кувыркались под сенью крыльев, седых и зеленых от времени и черноморской соли.
(9) Коротенький трамвайчик, останавливаясь на разъездах, вёз меня не по улицам и площадям, а по живой истории флота: площадь Ушакова, проспект Нахимова, набережная Корнилова. Корабельная сторона! (10) Я жадно вдыхал воздух, которым дышали лейтенант Шмидт и матрос Кошка. (11) Ладони горели от прикосновения к шершавому чугуну орудий 4-го бастиона, стрелявших в последний раз сотню лет назад, во времена артиллерии поручика графа Толстого. (12) "Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе..."
(13) На Матросском бульваре я видел бронзовую ладью. (14) Высоко в горячем воздухе она плыла из далеких лет. (15) "Казарскому. Потомству в пример".
(16) Литые буквы, короткие слова - грозные и неожиданные, как выстрел.
(17) Свободным, размашистым шагом проходила колонна моряков. (18) Поравнявшись с ладьей, лейтенант подал команду "смирно!", и матросы перешли на строевой шаг. (19) Головы в белоснежных бескозырках все разом повернулись к памятнику. (20) И уже не из прошлого, а в будущее плыла бронзовая ладья.
(Ю. Л. Анненков)
Юлий Лазаревич Анненков (1919-2008) - писатель-прозаик и драматург.
ШАГ 1. Прочитайте внимательно текст.
В процессе чтения подчёркивайте слова и выражения, которые непонятны и нуждаются в пояснении. Если значение слова или выражения вам непонятно, не используйте его при написании собственного текста, не выяснив предварительно, какое значение имеет слово в конкретном контексте. При написании собственного сочинения используйте только на те слова и выражения, значение которых вы хорошо понимаете.
Слова и выражения, требующие дополнительного пояснения:
Проникнуло (устар.) - проникло, запало.
Черномазые - грязные, испачкавшиеся.
Разъезды (здесь) - остановки на перекрестках.
Площадь Ушакова, проспект Нахимова, набережная Корнилова, Матросский бульвар - улицы Севастополя.
"Казарскому. Потомству в пример" - надпись на памятнике на Матросском бульваре в городе Севастополя.
Белоснежные бескозырки - головные уборы матросов.
ШАГ 2. Сформулируйте в двух-трёх предложениях одну из проблем, поставленных автором текста.
Для этого подберите, выделите в тексте или сформу- лируйте самостоятельно фразы, способствующие пониманию авторской мысли.
Примеры фраз из текста:
- Все было мне тут по душе. Я узнавал места, знакомые по книгам и картинкам, я радовался им, как добрым друзьям. Севастополь стал для меня своим сразу и навсегда.
- На Матросском бульваре я видел бронзовую ладью. Высоко в горячем воздухе она плыла из далеких лет. "Казарскому. Потомству в пример".
Примеры собственных формулировок:
- Автор текста ставит перед читателем такую проблему: в жизни каждого человека должно быть место на Земле, которое он воспринимает как свое, где чувствует себя как дома.
- Значимое место в жизни... Возможно ли такое?
- На протяжении жизни человек много путешествует. Важно, чтобы у каждого из нас на Земле было такое место, которое воспринималось бы как свое. Именно такую проблему ставит перед нами автор текста.
- Какие же места значимы для человека?
- Автор размышляет о том, что...
- Предложенный нам текст советсткого писателя-фронтовика полемичен и интересен прежде всего тем, что в нем поставлен вопрос: ...
ШАГ 3. Прокомментируйте сформулированную проблему, включив в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Следите за фактической точностью в комментариях, не пересказывайте текст. Примеры-иллюстрации должны подтверждать идею автора, а не опровергать ее.
Возможные варианты начала комментариев:
- Автор текста доказывает, что ...
- Видно, что рассуждения автора основаны в первую очередь на ...
- Для понимания проблемы исходного текста важно уделить особое внимание ...
- В качестве примера хочу обратить внимание на ...
ШАГ 4. Сформулируйте в одном-двух предложениях позицию автора (рассказчика).
Следите за чёткостью своей формулировки. Избегайте повторов одной и той же мысли.
Возможные варианты начала формулирования позиции автора:
- Автор убеждает, что ...
- Авторская позиция ясна: ...
- Рисуя обычную жизнь Севастополя, автор ...
- Безусловно, автор текста стремится ...
ШАГ 5. Выразите своё согласие или несогласие с точкой зрения автора прочитанного текста.
Аргументируйте свою позицию, приведя 2 аргумента. Первый аргумент должен быть основан на вашем читательском опыте. Здесь вы можете опираться на художественные произведения, в которых рассказывается о местах, значимых для самих писателей (например, Сергей Есенин с восхищением писал о своей малой родине, о селе Константиново в Рязанской губернии).
Примеры произведений, в которых поднимается проблема значимого для человека места на Земле:
"Слово о полку Игореве" (к. XII в.).
"Повесть о разорении Рязани Батыем" (к. XVI в.).
М. В. Ломоносов "Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф..." (1761).
А. С. Пушкин "Дубровский" (1832-1833), "Капитанская дочка" (1832-1836), "Медный всадник" (1833), "Песнь о вещем Олеге" (1822), "Воспоминания в Царском Селе" (1814), "Деревня" (1819), "Няне" (1826), "Анчар" (1828).
Н. В. Гоголь "Тарас Бульба" (1835).
Ф. И. Тютчев "Эти бедные селенья..." (1855), "Умом Россию не понять..." (1866).
А. А. Блок "Россия" (1908).
А. А. Ахматова "Родная земля" (1961).
М. И. Цветаева из цикла "Стихи о Москве" (1916), "Тоска по родине! Давно..." (1934).
С. А. Есенин "Береза" (1913), "Гой ты, Русь, моя родная..." (1914), "Край любимый! Сердцу снятся..." (1914), "Я покинул родимый дом" (1918), "Письмо к матери" (1924), "Русь советская" (1924).
В. П. Астафьев "Царь-рыба" (1976).
В. Г. Распутин "Прощание с Матёрой" (1976).
А. И. Солженицын "Матрёнин двор" (1959).
Э. Хемингуэй "Старик и море" (1952).
Аргумент, основанный на вашем читательском опыте, должен состоять из четырёх-пяти предложений и обосновывать целесообразность использования того или иного художественного текста.
Возможные варианты начала аргументации, основанной на читательском опыте:
- Я согласен/не согласен (согласна/не согласна) ...
- Проблема затронутая в ...
- Вопрос о ... актуален для русской литературы. Например, ...
- Размышляя о ..., я хочу обратиться к ...
- Недавно я перечитал (перечитала) произведение, в котором ...
- О значимом месте на карте России писал ...
Второй аргумент должен быть основан на знаниях и жизненных наблюдениях.
Аргумент, основанный на ваших знаниях и жизненных наблюдениях, должен состоять из трёх-четырёх предложений и обосновывать причины вашего обращения к тем или иным позициям, к жизненным обстоятельствам. Здесь вы можете привести пример вашего отношения к тем или иным событиям настоящего, очевидцем которых вы стали или о которых слышали из средств массовой информации или Интернета.
Возможные варианты начала аргументации, основанной на знаниях и жизненных наблюдениях:
— Прочитав текст, я понял (поняла) ...
— Я считаю ...
— Я полагаю, что …
— Например, для меня ...
— Я готов (готова) объяснить, почему …
ШАГ 6. Написание заключительного предложения сочинения.
Данная часть необходима для того, чтобы придать собственному тексту логическую завершённость, композиционную целостность. Важно, чтобы в последнем предложении были подведены основные итоги ваших размышлений.
Возможные варианты начала заключения:
— Автор заставляет читателя понять, что …
— После прочтения данного текста …
— Подводя итог своему размышлению, хочу …
— Итак, …
— Таким образом, в заключение …
- Подводя итоги ...
ШАГ 7. Прочитайте внимательно пример сочинения по исходному тексту.
Обратите внимание на структуру текста, которая составлена в соответствии с пошаговой инструкцией. Прочитайте аргументацию и комментарии. Обратите внимание на построение фраз.
Пример сочинения по данному тексту с учетом вышеизложенных рекомендаций:
На протяжении жизни человек много путешествует. Очень важно, чтобы у каждого из нас было такое место, которое воспринималось бы как свое, родное. Именно такю проблему ставит перед нами автор текста. Видно, что рассуждения автора основаны в первую очередь ли личностном восприятии: повествователь цитирует "Севастопольские рассказы" Л.Н. Толстого, пишет о своих впечатлениях на основе увиденного в ходе прогулки по площадям и набережной Севастополя. Автор убеждает читателя, что для него Севастополь - тот город, который он считал своим, то место, которое он изучал по книгам и картинкам.
О значимом для себя месте на карте России не раз писали русские поэты. Обратимся к лирике С. А. Есенина, который в своих стихотворениях создал неповторимый образ малой родины, села Константиново на Рязанщине, того места, которое он всегда считал своим:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь.
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь
Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.
Прочитав текст Юлия Анненкова, я понял (поняла) что для меня таким значимым местом на карте России является мой родной город Кострома, я всегда с нетерпением и радостью возвращаюсь туда после каникул или праздников, проведенных вне дома. С благоговением хожу по маленьким улочкам города: вот моя любимая церквушка спряталась под сенью берез, это - знаменитая Пожарная вышка, вдали блестят монастырские купола.
Автор заставляет читателя понять, что у каждого человека должно быть место на Земле, которое он по праву считает своим.
ШАГ 8. Напишите свой вариант сочинения по данному тексту, используя рекомендации и образец. Следите за своими формулировками. Избегайте повторов фраз и мысли. Не торопитесь. Следите за правильным написанием слов и грамотной расстановкой знаков препинания. Если сомневаетесь в написании того или иного слова, подбирайте синонимы, меняйте формулировку. Если сомневаетесь в постановке знака препинания, переформулируйте фразу.
Русский язык : 20 вариантов сочинений по прочитан- ному тексту для подготовки к единому государственному экзамену / Н.А. Миронова. — Москва : Издательство АСТ, 2017.