Объяснение: на рисунке показано микробное сообщество пищеварительной системы коровы.
Ответ: экосистемный.
2. В исследовании ученый измерял параметры тела кузнечика по мере линек личинки. Как изменятся в процессе развития личинок площадь хитинового покрова и количество сегментов в грудном отделе?
Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
|
|
Объяснение: в процессе развития площадь хитинового покрова увеличивается, так как кузнечик растет, но количество сегментов остается постоянным.
Ответ: 13.
3. В результате мейоза клеток ржи образовались клетки, содержащие 7 хромосом. Сколько хромосом имеет соматическая клетка ржи? В ответе запишите только количество хромосом.
Объяснение: в результате мейоза образуются гаплоидные клетки (с одинарным набором хромосом), остальные клетки содержат диплоидный (двойной) набор хромосом.
Ответ: 14.
Объяснение: запишем схему решения задачи.
Возьмем доминантную гомозиготу (на ответ это не повлияет).
Р: АА х Аа
G: А х А, а
F1: 50% АА, 50% Аа.
Ответ: 50.
5. Укажите номер, которым на рисунке обозначены головки фосфолипидов.
Объяснение: 1 - олигосахариды, 2 - белковый канал, 3 - гидрофильные хвостики, 4 - белок, 5 - гидрофобные головки фосфолипидов, 6 - гидрофобная альфа-спираль.
Ответ: 5.
6. Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3.
Характеристики
А. Обеспечивает транспорт ионов
Б. Состоят из остатков жирных кислот
В. Сигнальный олигосахарид
Г. Гидрофобные хвостики
Д. Структура для коммуникации между клетками
Е. Компонент гликокаликса
Структуры
Объяснение: 1 - олигосахариды являются компонентами гликокаликса, который необходим для коммуникации клеток друг с другом. 2 - белковый канал обеспечивает транспорт ионов (например, ионов натрия и калия). 3 - гидрофобные хвостики состоят из остатков жирных кислот.
Ответ: 231311.
Весь решенный банк ФИПИ здесь!7. Выберите три верных ответа из шести.
Какие из приведенных ниже характеристик используют для описания процессов в оогенезе у человека?
Объяснение: оогенез - это процесс формирования женских половых клеток (яйцеклеток), при этом образуются не 4 равноценные клетки, а только одна яйцеклетка и три полярных тельца, которые забирают лишний генетический материал. Частью оогенеза является мейоз. Яйцеклетки содержат гаплоидный набор хромосом, то есть количество хромосом уменьшается вдвое. Акросома характерна для сперматозоидов. При сперматогенезе из одной исходной клетки образуется 4 равноценные клетки.
Ответ: 236.
8. Установите последовательность этапов эмбриогенеза ланцетника. Запишите соответствующую последовательность цифр.
Объяснение: сначала зигота дробится, в результате формируется однослойный зародыш, затем происходит впячивание и формируется двуслойная гаструла, между эктодермой и энтодермой закладывается мезодерма (промежуточный слой), затем образуется нервная трубка и происходит органогенез.
Ответ: 214356.
9. На рисунке под каким номером изображено растение, у которого предназначенные для размножения клетки созревают в коробочке?
Объяснение: 1 - папоротник
2 - голосеменные
3 - покрытосеменные
4 - мох
5 - плауны
6 - хвощ
Ищем мох - кукушкин лен, он обозначен цифрой 4.
Ответ: 4.
10. Установите соответствие между характеристиками и растениями, изображенными на рисунках 1, 2, 3.
Характеристики
А. Защита семязачатков лишь семенными чешуями
Б. Характерно двойное оплодотворение
В. Опыление шмелями
Г. Высшее споровое растение
Д. Эндосперм гаплоидный
Е. Образование зиготы на сердцевидном гаметофите
Растения
Объяснение: 1 - папоротники - это высшие споровые растения, их гаметофит имеет форму сердца. 2 - голосеменные имеют семязачатки, защищенные только семенными чешуями и гаплоидный эндосперм. 3 - покрытосеменные осуществляют двойное оплодотворение, опыляются насекомыми или ветром.
Ответ: 233121.
11. Выберите три верных ответа из шести.
У земноводных, в отличие от пресмыкающихся,
Объяснение: земноводные имеют голую влажную кожу (так как дышат и легкими и кожей), развиваются с превращением (через стадию головастика), имеют трехкамерное сердце без перегородки в желудочке.
Ответ: 236.
12. Установите последовательность систематических групп животных, начиная с самого высокого ранга. Запишите соответствующую последовательность цифр.
Ответ: 312654.
13. Каким номером на рисунке обозначен мозжечок человека?
Объяснение: 1 - надпочечники
2 - поджелудочная железа
3 - щитовидная железа
4 - гипофиз
5 - гипоталамус
6 - мозжечок
7 - тимус
Ответ: 6.
14. Установите соответствие между характеристиками и железами человека, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2.
Характеристики
А. Вырабатывает пищеварительный сок
Б. Вырабатывает гормон инсулин
В. Является железой смешанной секреции
Г. Вырабатывает гормон адреналин
Д. Состоит из коркового вещества и мозгового вещества
Е. Способствует повышению частоты сердцебиения
Железы
Объяснение: 1 - надпочечники вырабатывают гормоны стресса, имеют два типа вещества: корковое и мозговое. Адреналин - повышает частоту сердечных сокращений. 2 - поджелудочная железа является железой смешанной секреции, так как выделяет пищеварительный сок в проток и затем в 12-типерстную кишку, а гормоны (инсулин и глюкагон) в кровь.
Ответ: 222111.
15. Выберите три верных ответа из шести.
Какие признаки отличают статическую мышечную работу человека от динамической?
Объяснение: при статической работе мышцы находятся в постоянном сокращении без расслабления, что приводит к быстрому утомлению. Это происходит при удержании позы. При статической работе затрудняется кровоснабжение мышц.
Ответ: 135.
16. Установите в правильном порядке соподчинение систем разных уровней, начиная с наибольшей. Запишите соответствующую последовательность цифр.
Объяснение: самая крупная структура - мочевыделительная система, в ее состав входит почка, которая содержит корковое и мозговое вещество. Структурной и функциональной единицей почки является нефрон, частью которого является извитой каналец, выстланный эпителиальными клетками.
Ответ: 543261.
17. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания и примеры конвергенции. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Объяснение: конвергенция - это приобретение сходных адаптация у неблизкородственных организмов. Упоминается в предложениях 3, 4, 5.
Ответ: 345.
Вся эволюция для ЕГЭ здесь!18. Выберите три верных ответа из шести. Какие организмы в смешанном лесу относятся к консументам 1-го порядка?
Объяснение: консументы (потребители) 1-го порядка - это травоядные животные: лоси и олени, зайцы и косули, синицы и поползни.
Ответ: 134.
19. Установите соответствие между характеристиками и типами биомов.
Характеристики
А. Чередование сухих и дождливых периодов
Б. Карликовые формы растений
В. Преобладание многолетних трав
Г. Хорошо выраженные времена года
Д. Почвенный слой маломощный
Е. Преобладание хвойных в верхнем ярусе
Типы биомов
Объяснение: биом - это совокупность экосистем одной природно-климатической зоны. Тундра характеризуется наличием карликовых форм растений, маломощным почвенным слоем. В тайге есть четко выраженные времена года, в верхнем ярусе преобладают хвойные растения. Саванна - это биом с чередованием сухих и дождливых периодов и преобладанием многолетних трав.
Ответ: 313212.
20. Проанализируйте таблицу “Наследственное варьирование признаков у злаковых растений”. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
|
|
|
|
|
|
Список элементов:
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Объяснение: в задании речь идет о законе гомологических рядов, который говорит о том, что близкородственные виды имеют сходные ряды изменчивости. В законе речь идет о генотипической изменчивости, так как признаки закрепляются и наследуются.
Ответ: 157.
21. Проанализируйте диаграмму “Влияние экспериментальных вакцин на двигательную активность мышей”.
В клетку с мышами был установлен фотоэлемент, фиксирующий количество прерываний луча (прохождений мышей перед фотоэлементом).
I группу мышей использовали в качестве положительного контроля: им вводили белок, вызывающий иммунную реакцию.
II группу мышей использовали в качестве отрицательного контроля: им вводили физраствор.
III группе мышей вводили вакцину 1.
IV группе мышей вводили вакцину 2.
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
Объяснение: 1, 2, 4 - нет данных. 3, 5 - верно.
Ответ: 35.
Экспериментатор решил изучить процессы жизнедеятельности кишечной палочки (Escherichia coli). Для этого он поместил определенное количество живых бактерий в питательную среду и добавил антибиотик синтомицин. В течение недели измерял количество живых клеток в культуре. Результаты эксперимента представлены в таблице.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22. Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая - зависимой (изменяющейся в эксперименте)? Какие два условия должны выполняться при постановке отрицательного контроля в этом эксперименте? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль?
Ответ: 1. Независимая переменная (задаваемая экспериментатором) - время эксперимента (количество дней с начала эксперимента; с внесения антибиотика; время жизни культуры); зависимая (изменяющаяся в эксперименте) - количество (концентрация) живых клеток кишечной палочки (должны быть указаны обе переменные)
2. В культуру с бактериями не добавлять антибиотик
3. Остальные параметры необходимо оставить без изменений
4. Такой контроль позволяет установить зависимость количества живых клеток бактерий от добавления антибиотика (влияние антибиотика на количество бактерий)
ИЛИ
4. Такой контроль позволяет проверить, насколько изменения в количестве живых клеток бактерий обусловлены факторами, не связанными с добавлением антибиотика
Весь решенный банк ФИПИ здесь!23. Как меняется количество живых клеток бактерий в течение семи дней после добавления синтомицина? Объясните наблюдаемое явление. Почему часть бактерий остается живыми? Какие структуры бактериальной клетки обеспечивают устойчивость популяции к действию антибиотика?
Ответ: 1. Количество живых клеток бактерий после добавления антибиотика уменьшается, а потом начинает расти
2. Большинство бактерий погибает под действием антибиотика
3. Устойчивые к антибиотику бактерии начинают размножаться
4. Часть бактерий имеет гены устойчивости к синтомицину
5. Устойчивость популяции обеспечивают плазмиды
24. Назовите части пестика, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3. Какую функцию выполняет каждая из этих частей?
Ответ: 1. 1 - рыльце
2. Улавливает пыльцу (обеспечивает прорастание пыльцы)
3. 2 - семязачаток (семяпочка)
4. Участвует в образовании семени (макроспоры, женского гаметофита)
5. 3 - зародышевый мешок (женский гаметофит)
25. Если дотронуться иглой до гидры, то она сожмется в комочек. Назовите систему, с помощью которой осуществляется эта реакция, и ее тип. Как называется ответная реакция организма на раздражитель, осуществляемая этой системой? Из каких процессов (этапов) она складывается?
Ответ: 1. Нервная система
2. Диффузного (сетчатого типа)
3. Рефлекс
Этапы:
4. Восприятие раздражения (образование нервного импульса)
5. Распространение возбуждения
6. Сокращение мускульных волокон (сжимание тела в комочек)
26. Многие водоросли обитают в прибрежной зоне морей и океанов, где подвергаются воздействию приливов, отливов и факторов воздушной среды. У них выработался ряд приспособлений к жизни в данной среде: прочное прикрепление водоросли к грунту; рассеченное слоевище; большое количество слизи на поверхности слоевища. Какова роль этих приспособлений в жизни водорослей?
Ответ: 1. Прочное прикрепление к грунту позволяет водорослям удерживаться на месте во время приливов и отливов
2. Рассеченное слоевище позволяет свести к минимуму его механический разрыв
3. Слизь препятствует обезвоживанию (защищает от высыхания) во время отливов
ИЛИ
3. Слизь защищает от инфекций (микроорганизмов)
ИЛИ
3. Слизь защищает водоросли от поедания
27. Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу в одной цепи соответствует 3’ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5’ к 3’ концу.
Все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. В цепи РНК и ДНК могут иметься специальные комплементарные участки - палиндромы, благодаря которым у молекулы может возникать вторичная структура. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь матричная):
5’-ГААТТЦЦТГЦЦГААТТЦ-3’
3’-ЦТТААГГАЦГГЦТТААГ-5’
Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте. Найдите на данном участке палиндром и установите вторичную структуру центральной петли тРНК. Определите аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка.
Ответ: 1. Нуклеотидная последовательность участка тРНК: 5‘-ГААУУЦЦУГЦЦГААУУЦ-3’
2. Палиндром в последовательности: ГААУУЦ (ЦУУААГ)
3. Вторичная структура тРНК:
Ц
5‘-ГААУУЦ УГ
3’-ЦУУААГ ЦГ
Ц
4. Нуклеотидная последовательность антикодона в тРНК 5’-УГЦ-3’ (УГЦ) соответствует кодону на иРНК 5’-ГЦА-3’ (ГЦА)
5. По таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота ала (аланин), которую будет переносить данная тРНК
28. У птиц гетерогаметным полом является женский пол. При скрещивании курицы с гребнем, белым оперением и петуха без гребня, с коричневым оперением в потомстве получились самки с гребнем, коричневым оперением и самцы с гребнем, белым оперением. При скрещивании курицы без гребня, с коричневым оперением и петуха с гребнем, белым оперением все гибридное потомство было единообразным по наличию гребня и окраске оперения. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей и генотипы, фенотипы, пол потомства в двух скрещиваниях. Объясните фенотипическое расщепление в первом скрещивании.
Ответ: 1. P: самка ААХВУ (наличие гребня, белое оперение) х самец ааХвХв (отсутствие гребня, коричневое оперение)
G: АХВ, АУ х аХв
F1: АаХВХв - самцы с гребнем, белым оперением
АаХвУ - самки с гребнем, коричневым оперением
2. Р: самка ааХвУ (отсутствие гребня, коричневое оперение) х самец ААХВХВ (наличие гребня, белое оперение)
G: аХв, аУ х АХВ
F1: АаХВХв - самцы с гребнем, белым оперением
АаХВУ - самки с гребнем, белым оперением
3. В первом скрещивании расщепление по окраске оперения у самцов и самок связано со сцеплением гена этого признака с Х-хромосомой (гетерогаметный пол наследует Х-хромосому от одного родителя, а гомогаметный - от двух)
(Допускается иная генетическая символика)