Задание 25.
Напишите сочиненте по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свое мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объем сочинения - не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляеь собой пересказанные или полностью переписанный исходный текст,без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аакуратно, разборчивым почерком.
Текст 8
От огня к огню
(1)Мой старый приятель, художник по профессии, недавно подарил мне свою картину с названием «Верба». (2)И сразу так ясно вспомнилось, как давным-давно ненастным весенним днём у себя на родине бродил я в Берёзовом логу — просторной лощине, заросшей тополем да вербой.
(З)День выдался неласковым. (4)Наверху, на песчаных буграх, пронзительно дул ветер. (5)Раскосмаченные серые тучи неслись по * стремительно, низко, задевая маковки тополей. (6)Пустая земля, голые деревья, зябкость и сырость — словом, ненастье. (7)Я брёл и брёл, уже ругая себя за то, что выбрался из тепла, из дома.
(8)И вдруг возле ручья, в низине, скорее не увидел я, а почуял что- то необычное — словно солнечный свет, золотистое его сияние. (9)Я подошёл ближе: это цвёл невеликий вербовый куст.
(10)В белых серёжках его через серебряный ворс пробились жёлтые пыльники цвета. (11)И серёжки стали золотистыми. (12)Вербовый куст в ненастном пасмурном дне кротко сиял тёплым лампадным светом.
(13)Он светил, согревая вокруг себя землю, и воздух, и зябкий день.
(14)Согрел и меня.
(15)Прошло много лет. (16)Но я и теперь, через время, вижу тот пасмурный день и сияние золотого вербового куста.
(17)Огромный просторный мир: пустая земля, низкое небо, тополевые, ольховые голые ветки, песчаные бугры, меж них — неезженая дорога, — всё это зябко и сиро. (18)А рядом — малый куст золотой, словно лампада в красном углу. (19)Символ весны и жизни в ненастном дне.
(20)Всё это было давно. (21)Но так хорошо помнится! (22)А теперь ещё и картина висит, тоже светит.
(23)Когда-то я рассказывал о цветущей вербе своему приятелю-художнику. (24)Он, видно, запомнил. (25)Через столько лет, но написал картину. (26)Значит, и ему легло на душу. (27)Хотя что тут особенного?
(28)Просто пасмурный день и золотистая верба. (29)Но помнит сердце...
(З0)Сколько в жизни нашей таких вот тёплых минут, которые уйдут, но помнятся. (31)У каждого — своё.
(32)Память детства, один из обычных дней. (ЗЗ)Какое-нибудь утро ли, поздний вечер, когда склоняется к тебе мать ли, бабушка.
(34)Тёплые руки, доброе лицо. (35)Волна любви. (З6)Она проходит, но остаётся.
(37)А вот — малое дитя в колыбели. (38)Ещё несмышлёное, что-то лепечет. (39)Тянет руки к тебе, а глаза — такие счастливые... (40)Когда это было, господи... (41)Как давно.
(42)Или — жёлтые листья у тополя, их мягкий ковёр. (43)Это — осень. (44)Цветущий вербовый куст по весне. (45)Чей-то светлый лик...
(46)Есть рассказ ли, притча о ночном далёком огне, который впереди. (47)Он зовёт, он скрашивает, сокращает путь, особенно во тьме.
(48)Для меня и, думаю, для всех нас одного лишь огонька впереди, конечно, мало. (49)Их много на нашем пути, добрых знаков, тёплых дней и минут, которые помогают жить, раздвигая порой сумеречные, ненастные дни.
(50)Так и живём, так и плывём: от огня к огню.
(По Б. Екимову)
Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) - прозаик и публицист.
Пошаговая инструкция
ШАГ 1. Прочитайте внимательно текст.
В процессе чтения подчёркивайте слова и выражения, которые непонятны и нуждаются в пояснении. Если значение слова или выражения вам непонятно, не используйте его при написании собственного текста. Опирайтесь при написании сочинения на те слова и выражения, значения которых вам известны.
Слова и выражения, требующие дополнительного пояснения:
Раскосмаченные тучи - тучи (коматые или лохматые) причудливой формы, низко висящие над землей.
Маковки тополей - верхушки тополей.
Зябкость - холод, исходящий ото всюду.
Кротко - тихо, спокойно, не вызывающе.
Лепечет - говорит на языке, понятном только ребенку.
ШАГ 2. Сформулируйте в двух-трёх предложениях одну из проблем, поставленных автором текста.
Для этого подберите, выделите в тексте или сформу- лируйте самостоятельно фразы, способствующие пониманию авторской мысли.
Примеры фраз из текста:
- И вдруг возле ручья, в низине, скорее не увидел я, а почуял что- то необычное — словно солнечный свет, золотистое его сияние. Я подошёл ближе: это цвёл невеликий вербовый куст.
- Хотя что тут особенного? Просто пасмурный день и золотистая верба. Но помнит сердце...
- Сколько в жизни нашей таких вот тёплых минут, которые уйдут, но помнятся. У каждого — своё.
- Для меня и, думаю, для всех нас одного лишь огонька впереди, конечно, мало. Их много на нашем пути, добрых знаков, тёплых дней и минут, которые помогают жить, раздвигая порой сумеречные, ненастные дни.
Так и живём, так и плывём: от огня к огню.
Примеры собственных формулировок:
- Память сердца... Именно об этом размышляет автор текста.
- В жизни человека много ярких впечатлений, которые помогают жить, скрашивая ненастные дни. Именно эту проблему ставит в своем тексте публицист Борис Екимов.
- На жизненном пути встречаются яркие незабываемые моменты, огоньки. Человек живет "от огня к огню". Эти огоньки - самое главное в жизни. Вот о какой проблеме рассказывает автор текста.
- Память сердца очень устойчива. То, что оказало глубовое впечатление на человека, помнится долго.
- Что такое память сердца? А что помнит ваше сердце?
- Автор выделяет среди множества разных проблем ...
- Предложенный нам текст Б. Екимова интересен прежде всего тем, что в нем поставлен вопрос ...
ШАГ 3. Прокомментируйте сформулированную проблему, включив в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Следите за фактической точностью в комментариях, не пересказывайте текст.
Возможные варианты начала комментариев:
- Автор текста показывает, что память сердца ...
- Действительно, рассуждения героя убедительны, так как ...
- Для понимания проблемы исходного текста важно уделить особое внимание ...
- Проблема, о которой рассуждает Б. Екимов, крайне серьезна ...
- Философски звучит рассуждение автора о ...
- Главное, чтобы ...
ШАГ 4. Сформулируйте в одном-двух предложениях позицию автора (рассказчика).
Следите за чёткостью своей формулировки.
Возможные варианты начала формулирования позиции автора:
- Автор утверждает, что память сердца ...
- Авторскую позицию можно сформулировать так: ...
- Автор, наверно, прав, говоря ...
- Точка зрения автора предельно понятна: ...
- Автор восклицает ...
ШАГ 5. Выразите своё согласие или несогласие с точкой зрения автора про- читанного текста.
Аргументируйте свою позицию, приведя 2 аргумента. Первый аргумент должен быть основан на вашем читательском опыте. В качестве аргумента вы можете опираться на произведения, в которых раскрывается незабываемое впечатление, оказавшее влияние на одного из героев, изменившее его (например, заячий тулуп, подаренный Петром Гриневым Пугачеву в качестве благодарности в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка").
Примеры произведений, в которых рассказывается о впечатлениях, повлиявших на литературных героев:
Н. М. Карамзин "Бедная Лиза" (1792).
А. С. Пушкин "Дубровский" (1832-1833), "Капитанская дочка" (1832-1836), повесть "Метель" (1830), "Маленькие трагедии" (1830), "Евгений Онегин" (1823-1831).
Н. В. Гоголь "Тарас Бульба" (1835), "Мертвые души" (1842).
Н. С. Лесков "Очарованный странник" (1872-1873).
М. Е. Салтыков-Щедрин "Господа Головлёвы" (1875).
Л. Н. Толстой "Детство" (1852), "Отрочество" (1854), "Война и мир" (1863-1869), "Анна Каренина" (1877), "После бала" (1903).
Ф. М. Достоевский "Бедные люди" (1845), "Преступление и наказание" (1866).
М. А. Шолохов "Судьба человека" (1959).
М. Петросян "Дом, в котором..." (2009).
Ч. Диккенс "Приключения Оливера Твиста" (1838).
Аргумент, основанный на вашем читательском опыте, должен состоять из четырёх-пяти предложений и обосновывать целесообразность использования того или иного художественного текста.
Возможные варианты начала аргументации, основанной на читательском опыте:
— Проблема … затрагивается в произведении...
- По-разному решается проблема в ...
— Рассуждая о …, можно обратиться к произведению…
— В этом году я читал произведение, в котором ….
— О проблеме ... Особенно мне понятен (понятна) …, так как …
- О памяти сердца ...
Второй аргумент должен быть основан на знаниях и жизненных наблюдениях.
Аргумент, основанный на ваших знаниях и жизненных наблюдениях, должен состоять из трёх-четырёх предложений и обосновывать причины вашего обращения к тем или иным позициям, к жизненным обстоятельствам.
Возможные варианты начала аргументации, основанной на знаниях и жизненных наблюдениях:
— Однажды я стал (стала) свидетелем …
— По-моему, ...
— Я согласен (согласна), что …
— Философская проблема, поднятая автором текста, кажется мне ...
— Я хочу рассказать о …
- Моё сердце хранит ...
ШАГ 6. Написание заключительного предложения сочинения.
Данная часть необходима для того, чтобы придать собственному тексту логическую завершённость, композиционную целостность. Важно, чтобы в последнем предложении были подведены основные итоги ваших размышлений.
Возможные варианты начала заключения:
— Автор заставляет задуматься о том, что …
— После прочтения этого текста …
— Я понял (поняла) …
— В итоге …
— Таким образом, в заключение …
- Я увидел (увидела) ...
- Я думаю ...
- И наконец, ...
- Б. Екимов заставляет каждого задуматься о том ...
ШАГ 7. Прочитайте внимательно пример сочинения по исходному тексту.
Обратите внимание на композицию текста, аргументацию и комментарии.
Пример сочинения по данному тексту с учетом вышеизложенных рекомендаций:
Предложенный текст Б. Екимова Интересен прежде всего тем, что в нем поставлен вопрос о том, что в жизни каждого человека встречаются минуты, память о которых сохраняется в сердце на долгое время. И неважно, что это: встреча с небольшим вербовым кустом в ненастный весенний день, теплые руки матери, детская улыбка. Главное, чтобы это событие не прошло незамеченным. Автор восклицает: "Сколько в жизни нашей таких вот теплых минут, которые уйдут, но помнятся. У каждого - свое".
Чтобы сделать данную позицию максимально убедительной, Борис Екимов Обращается к миниатюре В. Г. Короленко "Огоньки": "Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше и после манили не одного меня своей близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится налегать на весла... Но все-таки... все-таки впереди - огни!.." Действительно, если в твоей жизни есть эти самые огоньки, значчит, она не бесцельна.
К памяти сердца, к незабываемым минутам жизни своих героев обращаются писатели. Достаточно вспомнить две встречи Андрея Болконского с дубом, благодаря которым Лев Толстой раскрывает изменение жизненных установок своего любимого героя, его мировоззрения. Эти встречи остались в памяти князя Андрея и в памяти читателей романа.
Мое же сердце хранит встречу с памятником-ассамблеей "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане в Волгограде, куда я ездил (ездила) вместе с родителями, когда учился (училась) в младших классах. Исполины-воины словно вырастают из самой земли и охраняют нашу Россию. Я запомнил (запомнила) эту встречу навсегда.
Б. Екимов заставляет каждого задуматься о том, что важные мгновения и минуты в жизни никогда не проходят бесследно.
ШАГ 8. Напишите свой вариант сочинения по данному тексту, используя рекомендации и образец. Следите за своими формулировками. Избегайте повторов фраз и мысли. Не торопитесь. Следите за правильным написанием слов и грамотной расстановкой знаков препинания. Если сомневаетесь в написании того или иного слова, подбирайте синонимы, меняйте формулировку. Если сомневаетесь в постановке знака препинания, переформулируйте фразу.
Русский язык : 20 вариантов сочинений по прочитан- ному тексту для подготовки к единому государственному экзамену / Н.А. Миронова. — Москва : Издательство АСТ, 2017.